Номер журнала от 26 июля - Киотский Протокол - эта амбициозная попытка уменьшить эффект глобального потепления - получил в мае спасительный толчок с ускорением от российского президента Владимира Путина. Он пообещал "ускорить" ратификацию Россией этого документа.
Это означает, что Протокол может вступить в силу уже в конце 2004 года. В таком случае Россия окажется в авангарде нового вида торговли - квотами углеродных выбросов в атмосферу. Торговля этими квотами может дать стране до 20 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, в которых отчаянно нуждаются устаревшие российские промышленные предприятия. "Мы создаем совершенно новый вид товара", - заявил Михаил Роганков, глава некоммерческой организации "Энергетический углеродный фонд".
Торговец этим товаром покупает и продает квоты на выбросы углерода в атмосферу. При этом он покупает их у относительно "чистых" стран и продает странам, имеющим большое количество заводов и фабрик, загрязняющих окружающую среду.
России очень повезло, поскольку в соответствии с Киотским Протоколом верхняя граница для выбросов парниковых газов определена по уровням 1990 года - последнего года существования Советского Союза. С того времени в России существенно снизился уровень промышленного производства, и соответственно снизились углеродные выбросы - по меньшей мере, на 30 процентов. Следовательно, у России имеется значительный запас квот по выбросам, которые она может с выгодой продавать другим странам.
Кроме того, страны, загрязняющие окружающую среду, имеют возможность вкладывать средства в технологии очистки на устаревших российских предприятиях. Основным кандидатом на модернизацию является российская энергетическая монополия РАО ЕЭС. На долю ее 365 в основном устаревших электростанций приходится 2 процента мировых углеродных выбросов.
Если Киотский Протокол вступит в силу, в Европе начнется "торговля загрязнениями". По словам Александра Голуба из Нью-Йоркского Фонда защиты окружающей среды, Россия на этом рынке будет главным игроком.