Вашингтон. Как заявили в понедельник бывший советник Белого дома по национальной безопасности Збигнев Бжезинский и бывший директор Центрального разведывательного управления Роберт Гейтс, план по 'избирательному взаимодействию' с Ираном является беспроигрышной стратегией для США.
'В том случае, если попытки начать переговоры с Ираном увенчаются успехом, это будет совсем неплохо для начала. Если они будут неуспешными, то мы все равно окажемся в гораздо лучшем положении для поиска путей по организации многостороннего сотрудничества по введению международных санкций против Ирака или подготовки почвы для иных решений', - заявил Р. Гейтс.
'Если мы не собираемся этим заниматься в одиночку, то нам потребуется идти по пути многостороннего сотрудничества', - отметил Р. Гейтс. 'Взаимодействуя с европейскими государствами, мы получим возможность укрепить их позиции, а затем вовлечь их в многосторонние действия'.
Р. Гейтс добавил, что, если США смогут продемонстрировать благоразумие и желание сотрудничать со своими европейскими союзниками и Россией в попытках убедить Иран вернуть свою ядерную программу в режим международного инспектирования со стороны ООН, США смогут тем самым заручиться поддержкой ООН в случае необходимости введения санкций против Ирана.
Выступая на заседании Совета по международным отношениям, проходившем в понедельник в Вашингтоне после опубликования их совместного доклада, озаглавленного 'Иран: время для поиска новых подходов' Р. Гейтс и З. Бжезинский заявили, что нынешняя американская политика 'пассивного антагонизма' оказалась не в состоянии повлиять на изменение Ираном своей позиции, более того - она дала толчок наращиванию программы по созданию ядерного оружия в этой стране. Это означает, что Соединенным Штатам необходимо заняться поиском новых подходов к решению назревшей проблемы.
В докладе содержится мысль о том, что Соединенные Штаты и Иран имеют общую заинтересованность в стабилизации обстановки как в Ираке, так и Афганистане. Начав переговоры с иранскими властями по этому вопросу, Соединенные Штаты могли бы убедить Иран в том, что разработка ядерного оружия - отнюдь не в его национальных интересах. США могли бы в качестве ответного шага оказать содействие Ирану в его намерениях развивать ядерную энергетику, и помочь этой стране в приобретении обогащенного урана на мировых рынках ядерных материалов. Подобная сделка должна осуществляться под жестким международным контролем. Подобные шаги были бы направлены на то, чтобы не допустить разработки в самом Иране технологии по обогащению ядерного топлива.
Как подчеркивает З. Бжезинский, военное воздействие на Иран с целью сорвать его ядерные планы должно рассматриваться в качестве 'крайней меры, которая может быть применена лишь при крайне провокационных действиях этой страны или перед лицом прямой угрозы'.
'Будет намного труднее уничтожить ядерные объекты Ирана, чем это было во время операции в Озираке в 1981 г. (когда израильская авиация в качестве предупредительного удара разбомбила с воздуха построенный при французском участии ядерный реактор в Ираке), - отметил З. Бжезинский. 'У Ирана много ядерных объектов, многие из них находятся глубоко под землей, они расположены в непосредственной близости от густонаселенных городов и будут неизбежны огромные потери среди мирного населения'.
З. Бжезинский также предположил, что есть смысл попытаться взглянуть на ситуацию глазами самих иранских властей. Эта страна ощущала нависшую над ней угрозу, поскольку была окружена соседями, располагающими ядерным оружием - Пакистаном, Индией, Россией и Израилем. Эта страна расположена в очень нестабильном и богатом нефтью регионе, в котором в настоящее время Соединенные Штаты создают свои военные базы в рамках 'борьбы с международным терроризмом'.
По вполне понятным причинам Иран испытывал нервозность в связи со сложившейся ситуацией. В том случае, если Соединенные Штаты предпримут попытки успокоить руководство Ирана, первоначально приступив к переговорам о создании системы региональной безопасности, то, вероятно, стало бы возможным убедить Тегеран приостановить работу над программой по созданию ядерного оружия.
'Диалог о создании системы региональной безопасности - эта тема, которую в Иране хотят обсуждать', - подчеркнул З. Бжезинский.
Он добавил, что программа создания ядерного оружия пользуется большой популярностью в Иране, и если попытаться ее приостановить напрямую, то это лишь будет способствовать сплочению иранского народа против Америки и спровоцирует в качестве ответной меры удары по войскам США, находящимся в Ираке и Афганистане.
'Военный удар вызовет гибель многих иранцев в ближайшей же перспективе, и унесет жизни многих американцев - в долгосрочной перспективе', - считает З. Бжезинский. 'А любой удар Израиля по иранским ядерным объектам будет рассматриваться в регионе как операция, в которой замешаны США'.
Иран был назван президентом Дж. Бушем в числе трех стран - наряду с Ираком и Северной Кореей - 'осью зла' в его послании о положении в стране за 2002 г. И при этом надо учитывать и то, что перспектива вовлечь Иран в переговорный процесс совпадает по времени с выводами комиссии по расследованию обстоятельств трагедии 11 сентября 2001 г. о том, что не менее восьми террористов, угнавших самолеты в тот памятный день, совершили поездку через территорию Ирана по пути к месту взрывов самолетов в Нью-Йорке и Вашингтоне.
'У нас имеются многочисленные свидетельства того, что люди могли беспрепятственно следовать в направлении туда и обратно через территорию этой страны', - утверждает действующий глава разведведомства США Джон МакЛафлин в своем выступлении в воскресенье. 'Однако на этом я хотел бы остановиться и сказать, что у нас нет неопровержимых доказательств того, что со стороны иранских властей поступили какие-либо официальные распоряжения на сей счет. У нас нет свидетельств того, что существует какая-либо официальная связь между действиями иранского правительства и событиями 11 сентября'.
Новый доклад, подготовленных группой экспертов Совета по международным отношениям под руководством Р. Гейтса и З. Бжезинского, подвергся критике со стороны находящихся в изгнании групп и организаций иранских граждан, оппозиционно настроенных по отношению к нынешнему тегеранскому режиму, которые расценивают содержащиеся в нем предложения, как возврат к политике умиротворения.
'Политика умиротворения, проводимая по отношению к тоталитарным режимам, исповедующим реакционную идеологию, никогда не дает желаемых результатов. Это тем более справедливо в отношении теократического режима, установившегося в Иране, который уже неоднократно за последние месяцы демонстрировал свои воинственные планы и отступил от имевшихся договоренностей с Францией, Англией и Германией о прекращении работ по обогащению урана', - говорится в заявлении Американского альянса за демократический Иран. 'Такая политика не сработала в отношении нацистской Германии в 1938 году, и она не увенчается успехом и сегодня'.
'Последние свидетельства, приводившиеся в докладе комиссии по расследованию обстоятельств событий 11 сентября, прямо указывающие на связи иранских мулл с сетью Аль-Каиды, подвергают серьезному сомнению правильность выводов о том, что Иран можно рассматривать в качестве партнера по какому-либо 'диалогу', - говорится далее в заявлении Американского альянса за демократический Иран. 'Религиозные деятели - муллы - правящие ныне в Иране, будут польщены, когда узнают, что их политика грубого подавления инакомыслия в Иране путем арестов, пыток, и казней противников режима, побивание камнями, публичные казни через повешение и публичные порки в людным местах, приносят им огромные политические дивиденды'.
В заявлении Американского альянса за демократический Иран выражается также несогласие с тем положением в докладе, в котором говорится, что нынешний иранский режим уже 'хорошо укоренился' и попытки изменить политический строй в стране, или демократизировать его, предпринимаемые по инициативе США, вряд ли могут оказаться успешными. При этом в заявлении говорится, что предыдущие попытки вести с Ираном переговоры, предпринятые администрацией Клинтона, не привели к сколько-нибудь ощутимым политическим переменам в этой стране.