Москва, 20 июля 2004 года. Российские власти нанесли удар в самое сердце крупнейшей в стране нефтяной компании "ЮКОС", когда заявили о том, что для покрытия ее недоимок по налогам в размере 3,4 млрд. долл. США продадут ее главное операционное дочернее предприятие. Это заявление снова разожгло серьезную озабоченность по поводу уважения прав собственности правительством этой страны.
Министерство юстиции РФ, отклонившее предложение о передаче правительству некоторых неосновных активов компании "ЮКОС", заявило, что продаст компанию "Юганскнефтегаз", крупнейшее дочернее предприятие компании "ЮКОС", на долю которого приходится 60% всей добываемой компанией "ЮКОС" нефти.
Принудительная продажа основных активов компании "ЮКОС" завершит многомесячные судебные баталии вокруг этой компании, оставив ее в руинах. Цена акций компании "ЮКОС", составлявшая лишь малую толику их первоначальной цены до начала противостояния с правительством, вчера упала еще на 15% и составила 6,70 долл.
"'ЮКОСа' как крупной российской и потенциально глобальной компании больше нет, - сказал главный экономист московского инвестиционного банка "Brunswick UBS" Эл Брич (Al Breach). - Это ставит серьезные вопросы в отношении реальных мотивов президента Владимира Путина".
Этот шаг правительства сделан через месяц после того, как Путин сказал, что банкротство такой компании как "ЮКОС" не отвечает интересам его правительства.
Компания "Юганскнефтегаз" добывает 1 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) нефти в сутки - 60% всей добываемой компанией "ЮКОС" нефти - а ее рыночная капитализация оценивается в 30 млрд. долл. на основе ее резервов и в 12 млрд. долл. - на основе расчета окупаемости капиталовложений по дисконтированным затратам.
"Активы этой компании стоят намного больше, чем вмененная компании 'ЮКОС' сумма недоимок по налогам (3,4 млрд. долл.). Правительство пытается вырвать у компании ее сердце", - сказал глава аналитического отдела филиала "UFG Deutsche""Объединенной финансовой группы" Стефен О'Салливэн (Stephen O'Sullivan).
Один представитель компании "ЮКОС" заявил одному российскому новостному агентству, что компания "Юганскнефтегаз" может быть продана за 1,75 млрд. долл. еще до конца текущего месяца. Аналитики сказали, что наиболее вероятными бенефициариями того, что они назвали тревожным примером перераспределения собственности в России, могли бы стать какая-нибудь государственная компания или частная компания, лояльная Кремлю". Г-н Брич сказал: "Если правительство сейчас продаст "Юганскнефтегаз" по смехотворно низкой цене, то это станет сценарием наихудшего случая".
Михаил Ходорковский, которого в данное время судят за мошенничество и уклонение от уплаты налогов, сделал через своего адвоката корреспонденту газеты "The Financial Times" следующее заявление: "Крупные акционеры компании 'ЮКОС' сделали все, что могли (для спасения компании). Остальное ложится на плечи менеджмента".
Помимо давления со стороны правительства, компанию "ЮКОС" также разрывает на части внутренний конфликт между менеджерами и акционерами.
Евгений Ясин, бывший министр экономики, сказал: "Это показывает, что реальной целью правительства всегда было стремление отобрать наиболее ценные активы у человека, который им не нравится, и передать их кому-то другому". Он сказал, что это еще сильнее подорвет доверие российских бизнесменов к правительству.
Реакцией инвесторов на это известие стало смятение. Директор "Prosperity Capital Management" Маттиас Уэстман (Mattias Westman) сказал: "Мы испытываем разочарование при виде того, как втаптывают в землю одну из очень немногих в России компаний мирового класса".
Никто из высокопоставленных правительственных чиновников не комментировал данное решение.