Лондон, 21 июля 2004 года. Западным нефтяным компаниям, в первую очередь корпорации "ExxonMobil", больше всего на свете хотелось бы стать собственниками крупного нефтяного предприятия в России вместо того, чтобы заключать рискованные корпоративные сделки.
Однако решение выставить на аукцион компанию "Юганскнефтегаз" было встречено с осторожностью.
Фадель Гейт (Fadel Gheit), аналитик из фонда "Oppenheimer", отметил, что корпорация "ExxonMobil", у которой благодаря высоким мировым ценам на нефть скопилось 15 млрд. долл., "не имеет почти никакого иного выбора, как только расширяться в России". Он добавил, что компания дала понять, что любые крупные прямые инвестиции будут зависеть от прогресса российского правительства в деле создания солидной основы в области правовой системы, налоговой системы и системы деловой отчетности.
"Если российское правительство действительно хочет продать ('Юганскнефтегаз'), на аукционе появятся все", - сказал один банкир. Однако он предостерег, что в этом деле есть большое "если".
Многие участники нефтяного бизнеса считают, что российское правительство в последние несколько месяцев ясно дает понять, что оно хочет вернуть под свой контроль самые ценные активы нефтяной индустрии. Если этот кусок собственности, как ожидают многие, будет продан россиянину, остальные активы компании "ЮКОС" станут менее привлекательными (для иностранцев).
Это, как говорят аналитики, в особенности справедливо в отношении корпорации "ExxonMobil", которой нужно сделать крупную инвестицию в России, чтобы улучшить положение дел с резервами и объемами добычи нефти при хорошей прибыльности производства. Но покупка российских авуаров станет в большей мере доступной менее крупным игрокам, в частности, американской компании "ChevronTexaco" и французской компании "Total", обе из которых заявили о своей заинтересованности в заключении сделки в России.
Однако последние действия Москвы - которые кое-кто называет незаконными - сделали куда менее понятной ситуацию для аутсайдеров, готовых выйти на российский рынок, равно как и для инсайдеров, таких, как крупнейшая в Европе энергетическая группа "British Petroleum" (BP), которая в прошлом году создала совместное предприятие с российской энергетической компанией ТНК.
Почему бы не занервничать на месте BP, коль скоро существует возможность того, что российское правительство заберет назад все активы, сказал этот банкир.