Москва, 20 июля. - Первый блокбастер постсоветской России, "Ночной дозор", собирает большую аудиторию, чем американские хиты вроде "Человека-паука 2" и "Трои". Директор и продюсер гордо признают, что добиться такого редкого успеха им помогли проверенные временем методы Голливуда.
"Это была концепция", как сказал в одном интервью режиссер Тимур Бекмамбетов, сочетающая кровавые и ослепляющие спецэффекты (все программирование и монтаж, за исключением звука, было осуществлено в России), расчетливый подбор актеров (знаменитости советской эпохи вместе с современными звездами экрана) и на удивление русский сюжет, основанный на популярной научно-фантастической трилогии Сергея Лукьяненко.
"Ночному дозору" аплодируют даже те российские кинокритики, которых обычно трудно впечатлить, так как они предпочитают тяжеловесный арт-хаус. "Довольно остроумно, достаточно кроваво, красиво и дорого", - говорится в одной из рецензий. Другие сравнивают первый фильм планируемой трилогии с "Матрицей", "Звездными войнами" и даже с "Властелином колец", третья часть которого собрала в этом году большую часть Оскаров. Действие фильма происходит в современной Москве, но разворачивающиеся события - это история тысячелетней борьбы между светлыми и темными силами. Каждый участник сражения обладает сверхчеловеческими качествами и волен выбирать, на чью сторону встать.
За первые 11 дней показа "Ночной дозор" собрал 8,5 млн. долларов, значительно обогнав "Человека-паука 2", который принес всего 5,5 млн. долл., несмотря на то, что вышел на неделю раньше. К понедельнику сборы от "Дозора" лишь немногим уступали 9,05 млн. долл. "Властелина колец: Возвращение короля". Средняя цена билетов в российских кинотеатрах - 200 рублей (около 7 долл.) Обычно в репертуарах преобладают западные фильмы. Так, например, репертуар этого лета весьма типичен и включает такие фильмы, как "Гарри Поттер и узник Азкабана", "Троя", "Послезавтра" и "Возвращение короля".
Редкий художественный фильм в России собирает 2-3 млн. долл., и частично это обусловлено неоднородностью кинопроката. В стране всего около 400 кинотеатров с одним залом плюс несколько мультиплексов, тогда как в США и Европе кинозалов тысячи. И фильмы доходят не до всех кинотеатров. Но по словам продюсера "Ночного дозора" Константина Эрнста, его команда "впервые постаралась разослать копии для проката по всей стране".
Представители кинематографа полагают, что российские зрители изголодались по фильмам со знакомыми сюжетами и героями. "Люди устали от картин, снятых в Нью-Йорке, которые кажутся экзотикой и никак не связаны с их повседневной жизнью", - говорит Эрнст.
Успех одного фильма - это еще не тенденция, но все же "Ночной дозор" показал, что после 15 лет застоя российский кинематограф начал возрождаться. После распада Советского Союза государственные кинокомпании практически перестали снимать фильмы, и финансируемый правительством кинопрокат прекратил существование. Ненасытные любители кино вместо этого смотрели западные фильмы дома на видео.
Фильмы же, снимавшиеся в 1990х, часто получали неофициальную спонсорскую поддержку богатых российских бизнесменов. "Российские картины делались в основном в стиле арт-хаус, ориентировались на режиссера и не имели никакого отношения к массовой культуре", - говорит Алексей Простяков, кинокритик компании "Премьер видеофильм", прокатчика российских и иностранных фильмов.
Но с расцветом российского нефтяного сектора и притоком рекламных долларов на телеканалы, которые вновь оказались под государственным контролем, официальные средства потекли и на финансирование телевизионных мини-сериалов и художественных фильмов. "Ночной дозор", к примеру, был снят Первым каналом.
Создатели фильма поставили своей целью снять хит в стиле Голливуда, для этого наняли ведущего режиссера рекламных роликов, вложили кучу денег в маркетинг и спецэффекты и назначили премьеру на лето. Получившийся фильм, бюджет которого - 5 млн. долл. - сравним разве что с бюджетами западных фильмов в стиле арт-хаус, сочетает высокие технологии "Блейда" со зловещностью "Парка Горького" - триллера, снятого в 1983 году, действие которого также происходит в Москве.
Бекмамбетов говорит, что битва между добром и злом сыграла "очень важную роль для популярности фильма. На протяжении 70 лет в стране была сильная коммунистическая идеология, но затем она исчезла, и теперь мы создаем новую. А эта история, книга Сергея, помогает нам в этом".
Первой славы Бекмамбетов достиг, сняв ролики для одного московского банка и таких компаний, как "Procter & Gamble" и "Вимм-Билль-Данн", одной из немногих российских компаний, зарегистрированных на нью-йоркской бирже. По его словам, в 1990-х "реклама была единственной идеологией страны".
Реклама стала и ключевым фактором успеха "Ночного дозора". Первый канал начал беспрецедентную для России маркетинговую кампанию еще до выхода фильма, развесив по всей Москве сотни афиш и постеров и пустив ролики в самое дорогое время.
Как и его голливудские собратья, "Ночной дозор" завоевал множество лояльных, возможно, даже преданных последователей. В сети уже появился путеводитель по спецэффектам фильма (www.dozorfilm.ru). И как "Властелин колец" и "Матрица", российская картина пожнет плоды от съемок продолжения. Первый канал выпускает все части трилогии друг за другом, и следующая, "Дневной дозор", должна выйти через несколько месяцев.
По словам Эрнста, телекомпания ведет переговоры о показе фильма в США. Кинокритик Простяков считает, что по стилистике "Дозор" напоминает "Бойцовский клуб", "Семь" и "Терминатора-2".
"Мне всегда было стыдно за российское кино", - говорит он. - "С точки зрения спецэффектов и монтажа это был каменный век. Что же до этого фильма, он может нравиться или нет, но он очень высокого качества".