Вашингтон, федеральный округ Колумбия, 21 июля 2004 года (UPI). Снова скажем "здравствуй" Комитету государственной безопасности (КГБ): российский президент Владимир Путин отменил решение своего предшественника Бориса Ельцина и вновь объединил российские службы государственной безопасности, как это было в прежнем Советском Союзе.
Подписанный Путиным на прошлой неделе указ о реформе готовился, как и ожидалось, при деятельном участии руководителей нынешней Федеральной службы безопасности (ФСБ).
"ФСБ сыграла прямую роль в подготовке президентского указа, а это значит, что были учтены практически все предложения контрразведывательной службы", - сказано в помещенной на веб-сайте pravda.ru статье.
Согласно указу, существенно сокращается прежде раздутая командная структура служб государственной безопасности; значительно большими властными полномочиями наделяются директор ФСБ и его заместители. Теперь у него будут всего два заместителя вместо прежних 12.
Директор ФСБ Николай Патрушев будет отныне наделен куда большими властными функциями, сказано на веб-сайте pravda.ru. "Теперь он будет определять количественный состав и назначать членов коллегии ФСБ. Он сможет наделить руководителей служб дополнительными административными функциями в отношении других структур в системе ФСБ. Естественно, это означает повышенную ответственность вышеупомянутых руководителей за то, как осуществляется управление деятельностью их служб".
Заместитель директора ФСБ Евгений Ловырев сказал, что реорганизация имеет своей целью сделать ФСБ более демократично подотчетной, поскольку ее самые высокие руководители не смогут больше прятаться за коллегией (органом коллективного руководства) или утверждать, что им неизвестны действия подчиненных, которые отныне будут им прямо подотчетны.
И все же эта реформа разворошила многие прежние страхи российских либералов и правозащитников. "Разве их не наделяют некоторыми довольно пугающими новыми полномочиями?" - спрашивают аналитики Екатерина Добрынина и Тамара Шкель в "Российской газете" за 15 июля с.г.
Вполне возможно, что многие из этих страхов необоснованны, ибо путинская Россия 21-го века коренным образом отличается от устрашающего коммунистического супергосударства Владимира Ильича Ленина и Иосифа Сталина первой половины 20-го века.
"Вероятно, россияне уже не имеют возможности воссоздать спецслужбу с такими, как у КГБ, охватом и эффективностью", - написали в лондонской газете "Daily Telegraph" 15 июля с.г. Ник Холдуорт (Nick Holdworth) и Робин Геди (Robin Gedye). "К тому же, как и остальные части государственной машины, ФСБ очень стеснена в деньгах", - добавили они.
Широкая перетряска Путиным российских спецслужб была ожидаемой по трем главным причинам:
Первое, это согласуется с его геркулесовыми усилиями по реформированию и оптимизации структуры традиционно неуклюжего и известного своей неэффективностью государственного и национального бюрократического аппарата.
"Реорганизация 'силовиков' вполне согласуется с общим планом реформирования государственного административного аппарата, - написали Добрынина и Шкель. - Как и в других случаях, сокращаются ненужные функции и расходы, а оптимизация сопровождается повышением ответственности руководителей".
Действительно, сильной стороной Путина в первые годы после того, как он сменил Ельцина на посту президента России, было сочетание управленческой энергии и эффективности, позволившее ему оживить деятельность государственной структуры, что прежде казалась ему не под силу.
Второе, Путин сам является "силовиком", ветераном органов государственной безопасности. Он был карьерным офицером КГБ, который при Ельцине вырос в руководителя пришедшей на смену КГБ организации, до того как стать премьер-министром и затем президентом страны. И он неуклонно выражал на публике свое восхищение историей печально знаменитых "органов", особенно преклонялся перед председателем КГБ Юрием Андроповым.
Путин также на протяжении своего первого 4-летнего срока президентства последовательно укреплял властные полномочия служб государственной безопасности. В самом деле, в продолжающемся полномасштабном преследовании громадной нефтяной компании "ЮКОС" и ее сидящего за решеткой бывшего генерального директора Михаила Ходорковского усматривают отчасти стремление передать "силовикам" контроль над "командными высотами" новой российской экономики свободного предпринимательства, отняв его у миллиардеров-нуворишей, известных как олигархи.
Наконец, смелый ход Путина по консолидации прежних служб государственной безопасности был продиктован признанием им того факта, что старая система просто не работает, несмотря на то, что он в попытке укрепить эту систему направил ей новые ресурсы и оказал ей доверие.
В центре всех неудач "органов" находится новая волна террористических нападений чеченских боевиков, сторонников отделения от России. Девятого мая с.г., во время празднеств, посвященных годовщине победы Советского Союза над нацистской Германии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (которая на Западе известна как вторая мировая война), на футбольном стадионе города Грозный был взорван чеченский президент Ахмад Кадыров, самый важный союзник Путина в этой все еще бунтующей республике Кавказа. Затем в июне было убито более 90 человек, когда отряды чеченских повстанцев совершили рейд по городам и деревням соседней Ингушетии.
Службы государственной безопасности пока что совершенно не способны осуществить агентурное проникновение в главные чеченские террористические группировки или координировать эффективную защиту от них. После этих двух важных нападений чеченские повстанцы усилили свою активность в Чечне, убивая, как представляется безнаказанно, союзников Путина и лояльных поставленной им в этой республике администрации граждан.
"Потребность в совершенствовании этой очень важной службы ощущалась уже давно, - заявил "Российской газете" первый заместитель председателя Государственной Думы РФ Михаил Гришанков. - Времена меняются: возникают новые угрозы безопасности государства и его граждан. И та служба, целью существования которой является обеспечение этой безопасности, тоже должна меняться".
Однако какими бы нужными ни были эти реформы и какими бы успешными они ни оказались, зловещая история России гарантирует, что старые страхи будут отмирать с трудом. Как написали Добрынина и Шкель, мнение рядовых граждан можно подытожить одной фразой "Это все очень хорошо, но никогда не знаешь, что может случиться. . . "