"Юкос" теперь похож на рыбу, лежащую на разделочной доске в ожидании потрошения и разделки. В том случае, если будет принято решение о продаже его главного добывающего предприятия, кто сможет рассчитывать на сей лакомый кусочек?
Если даже учесть, что перспектива задешево приобрести "Юганскнефтегаз" сильнее страха по поводу обеспечения прав собственности, вряд ли в этой сделке предпочтение будет отдано иностранным нефтяным компаниям. Присвоение активов "Юкоса" вызвало волну возмущения среди иностранных инвесторов. Если эти активы будут переданы иностранным инвесторам, в самой России подобный жест никто не поймет. Ведь не случайно, что отчасти недовольство Кремля "Юкосом" было вызвано его несанкционированными сверху переговорами с потенциальными иностранными покупателями.
Находящаяся в частных руках, но в фаворе у властей компания "Сургутнефтегаз" - очевидный кандидат на покупку. Она ведет добычу в том же географическом районе, что и "Юганскнефтегаз", имеет запасы долларовой наличности, превышающие 6 млдр. долларов, что позволяет ей приобрести "Юганскнефтегаз" без привлечения заемных средств. Продажа активов "Юкоса" другой частной компании может также несколько успокоить страхи, связанные с возможным поворотом политики Кремля в сторону национализации.
В том случае, если цель властей - увеличение госконтроля в экономике, тогда реальными кандидатами представляются государственные предприятия ОАО "Газпром" и АО "Роснефть". Если ОАО "Газпром" может собрать необходимую сумму в наличной валюте в счет своих будущих прибылей, то меньшая по размерам компания "Роснефть" запасами наличной валюты не располагает и доля долгосрочных заимствований в ее капитализации весьма высока. Государственный "Сбербанк" мог бы предоставить ей кредиты, хотя не исключено, что и само государство захочет воспользоваться заемными средствами для приобретения конфискованных активов.
Однако, если заявление руководства "Юкоса" по поводу того, что активы могут быть проданы лишь за часть суммы, составляющей их реальную стоимость, окажется верным, все внимание переместится с гаданий относительно личности покупателя к сильному запаху гниющей рыбы, исходящей от процесса преуменьшения истинной стоимости компании.