Конец российского нефтяного концерна ЮКОС, кажется, близок. Как сообщило два дня назад Министерство юстиции, с целью погашения долгов по налогам в размере 2,8 миллиарда евро готовится принудительная продажа крупнейшей в составе ЮКОСа компании 'Юганскнефтегаз'. Дочернее предприятие ЮКОСа владеет 70 процентами резервов концерна.
ЮКОС в надежде на спасение, очевидно, активно ищет посредника для переговоров с государственными органами власти и вчера снова попросил о перепроверке требований относительно доплаты налогов.
Источники из ЮКОСа представили корреспонденту газеты 'Ведомости' заявление о принудительной продаже даже как действия дезориентированных судебных исполнителей, как 'сигнал из Кремля' с целью добиться большей гибкости от руководства ЮКОСа.
Затянуть конфликт искусственно
Согласно информации только что изгнанного председателя Совета директоров ЮКОСа Виктора Геращенко, в действительности же конфликт искусственно затягивают группы влияния внутри и за пределами концерна. Если дело дойдет до принудительной продажи, то мародеры находятся уже в готовности.
Это сильный в финансовом отношении конкурент ЮКОСа 'Сургутнефтегаз', глава которого Владимир Богданов постоянно проявлял интерес к тому, чтобы заполучить в Западной Сибири расположенные по соседству месторождения ЮКОСа. К этому готова далее нефтяная компания 'Сибнефть' Романа Абрамовича, которая слилась в 2003 году с ЮКОСом, а теперь хочет сделку расторгнуть.
Нефть как стратегически важная отрасль экономики
Далее называют дуэт Виктора Вексельберга и Михаила Фридмана из третьей в России по объемам добычи нефти компании ТНК-ВР. Будучи частными, компании в настоящее время реагируют на просьбы об информации без удовольствия. Или же они знают то, что в значительной мере остается предположением: то, что ЮКОС перейдет к одному из государственных предприятий, а Путин превратит нефтяную промышленность в стратегически важную отрасль экономики.
На этот случай встает вопрос о полугосударственном газовом монополисте - концерне 'Газпром', со стороны которого высказывался, а затем опровергался интерес к активам ЮКОСа. Остается государственный нефтяной концерн 'Роснефть', находящийся под контролем сотрудников спецслужбы из Санкт-Петербурга и считающийся на рынке неэффективным предприятием.
Названную Министерством юстиции сумму за 'Юганскнефтегаз', 1,75 млрд. долларов США, аналитики называют символической. Стоимость одних только запасов нефти оценивается от 16 до 30 млрд. долларов США.