Энтони Кордесман - ведущий эксперт Центра стратегических и международных исследований
Пришло время дать взвешенный объективный ответ на вопрос: не проигрываем ли мы войну против терроризма? Пока нет никаких подтверждений тому, что уровень террористической активности понизился, или что меры, принятые какой-либо страной, привели к уменьшению числа террористов.
К моменту атак 11 сентября 2001 года со времени вторжения советских войск в Афганистан через те или иные виды исламистских тренировочных лагерей прошли от 70000 до 100000 молодых людей. "Аль-Каида" имеет свои отделения или связи с другими движениями более чем в 60 странах мира. Конечно, некоторые из руководителей и рядовых боевиков "Аль-Каиды" были убиты или захвачены в плен. Однако нельзя сказать, что в какой-либо отдельной стране было покончено с исламским экстремизмом и терроризмом - наоборот, появились новые лидеры и новые боевики.
Международный институт стратегических исследований недавно оценил численность боевиков "Аль-Каиды" и связанных с ней организаций в 18000 человек, причем многие из них присоединились к движению из-за афганского и иракского конфликтов. При этом боевые действия активизировалась и на других фронтах. В прошлом месяце "Аль-Каида" провела одну из своих самых успешных со дня нападения на Америку атак в Саудовской Аравии, ударив по легкодоступным целям в нефтяной промышленности и убив граждан Соединенных Штатов, Саудовской Аравии и других государств. Однако мишенью была не сама нефтяная промышленность - экспорт нефти не уменьшился ни на один баррель. Мишенью была готовность иностранцев работать в Саудовской Аравии и способствовать укреплению экономических основ королевства и привлечению в эту страну инвестиций, необходимых для проведения реформ. Успех атак "Аль-Каиды" заключается отчасти и в реакции Соединенных Штатов - первоначальной реакцией Вашингтона был не ответный удар, а скорее паника. Он во второй раз за месяц призвал всех американцев покинуть страну. Вашингтон не призвал Саудовскую Аравию принять какие-либо новые меры в сфере безопасности, не предложил свою помощь в осуществлении контртеррористической деятельности, не принял мер для оказания помощи американским предприятиям и работникам в регионе. В момент рекордно высоких цен на нефть и кризиса в мировых поставках черного золота у администрации Буша, судя по всему, нет никаких конкретных планов ведения войны с террором в стране, экспорт нефти из которой имеет важнейшее значение для американской и мировой экономики.
Проблема заключается не только в Саудовской Аравии. В каждой южной стране Персидского залива есть свои экстремистские исламистские ячейки. Если Саудовская Аравия окажется уязвимой, то такие ячейки появятся и в ней. Тем не менее, администрация Буша ничего не сказала о своих планах борьбы с угрозами в регионе, на который приходится 60 процентов мировых разведанных запасов нефти. Конечно, разговоры о глобальной войне с террором - дело хорошее. Но, чтобы одержать в ней победу, нужно сражаться.
Между тем Афганистан стал "забытой войной", в которой Соединенные Штаты отнюдь не побеждают. После падения "Талибана" США так и не смогли обеспечить безопасность в стране и заняться ее восстановлением, что принесло бы им настоящую победу. Рассеивание членов "Аль-Каиды" и "Талибана" дестабилизировало обстановку в западной части Пакистана, а сопровождающая эти процессы борьба вызвала укрепление позиций исламистов по всей стране и, соответственно, стала причиной возникновения новой региональной угрозы. Вместо оказания экономической помощи и поддержки, необходимых для борьбы с этой угрозой, Соединенные Штаты решили переложить эту ношу на плечи союзников по НАТО.
Тем временем ситуация в Ираке становится все более напряженной, и считается, что самые жестокие нападения осуществляются группировками, имеющими связи с "Аль-Каидой". До сих пор нет существенных доказательств того, что до американского вторжения Ирак был центром терроризма или имел прочные связи с "Аль-Каидой". И снова США не смогли обеспечить безопасность и не предпринимали существенных усилий по восстановлению страны, пока не началось восстание. В результате США потратили больше года на передачу власти и разработку планов создания эффективных иракских вооруженных сил, а также израсходовали всего 410 миллионов долларов из 18,4 миллиарда долларов, выделенных на восстановление страны.
Конфликты в Ираке и Афганистане являются военными, однако основная борьба в них - политическая, экономическая и идеологическая. США не могут победить силой или малыми средствами, победу можно одержать только укрепляя позиции местных союзников и реформаторов, и не пытаясь насадить свои собственные политические ценности и понятия безопасности. Вашингтон должен взять на себя всю ответственность за обеспечение безопасности и восстановления Афганистана и направить значительные дополнительные ресурсы на выполнение своих задач в Пакистане. Необходимо понять, что пока вмешательство Соединенных Штатов в дела Ирака не превратится в помощь, оказываемую иракцам в восстановлении страны на их условиях, Ирак будет продолжать оставаться центром терроризма.
До тех пор, пока негативное отношение к США в исламском мире будет формироваться мнением о том, что Америка слишком близка с Израилем, чтобы способствовать продвижению арабо-израильского мирного процесса, в войне с террором невозможно будет одержать победу.
И, наконец, война с террором не может быть выиграна, пока арабы считают, что американские призывы к демократии и реформам в арабском мире являются только прикрытием к созданию марионеточных режимов. Односторонние действия, такие как принятие инициативы "Большой Ближний Восток", должны быть прекращены. Вместо них должны проводиться реформы, совпадающие с основными направлениями плана, принятого на саммите Большой восьмерки в июне этого года.
Невнятные, пустые призывы Соединенных Штатов к переменам в регионе меньше всего нужны в существующей обстановке недоверия к Америке; они лишь способствуют росту терроризма. Вместо этого Вашингтон должен на постоянной основе работать со своими партнерами из Большой восьмерки, дружественными арабскими государствами и арабскими реформаторами над разработкой инициатив, необходимых для удовлетворения определенных нужд каждой конкретной страны, что будет способствовать укреплению веры в то, что США предлагают реформы во благо страны, а не ради удовлетворения своих политических интересов. Также необходимо понять, что США не добьются успеха без полномасштабного финансирования усилий по удовлетворению определенных экономических, социальных и политических потребностей конкретных стран.