Нигде в Европе нет таких пожилых учителей как в Германии. Этим объясняется отсутствие свежей струи в школах. Иностранные эксперты советуют не приравнивать учителей к государственным служащим и регулярно подвергать их тестированию на профпригодность. Министры по делам культуры и образования - против.
Результаты тестирования в Пизе сидят у министров по делам культуры и образования 'в печенках'. С момента получения в декабре 2001 года данных о низком качестве школьной системы Германии вся школьная система получила испытательный срок. Это заставляет политиков болезненно реагировать на критику или вовсе игнорировать ее, зная мнение иностранных экспертов о немецких учителях: они слишком старые, неквалифицированные и не способны заинтересовать детей своими уроками.
Именно таким был отзыв пяти экспертов. В сентябре 2003 года по поручению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) они посетили школы четырех федеральных земель Баден-Вюрттемберг, Брандербург, Гамбург и Нордрайн-Вестфален. Когда-то ОЭСР координировала и исследование в Пизе. В конце прошлого года просочились предварительные данные о компетентности учителей.
Новость из Пизы: учителя демонстрируют свою несостоятельность.
Зная о результатах исследования еще с марта, Совет министров по делам культуры и образования до сих пор не высказал своего мнения, хотя ОБСЕ ждет комментариев именно от него.
Официально затяжное молчание аргументируется тем, что, по заявлению генерального секретаря Совета Эриха Тиез (Erich Thies), полученные данные 'не внесли ничего нового в дискуссию'. Эвальд Терхард (Ewald Terhart), специалист по педагогике Университета Мюнстера, напротив, считает, что в этом докладе представлен 'очень хороший и глубокий анализ'.
Полученные результаты станут составной частью интернационального исследования компетентности учителей 25 стран, результаты которого будет обнародованы осенью и станут основой 'Пизы для учителей'. В своем исследовании эксперты указывают на слабые места в немецкой школьной системе. Нигде в Европе нет таких старых учителей как в Германии - это результат того, что остальные страны ориентируются на сегодняшний день. В школах отсутствует свежая струя, которую привносят с собой молодые педагоги. К тому же не за горами нехватка профессионалов, например, уже сегодня трудно найти педагогов для специализированных школ.
Отсутствие стимулов для учителей
Ситуацию с уровнем образования эксперты ОБСЕ считают такой же неясной, как и со школьной системой. Каждая из федеральных земель Германии имеет свою собственную образовательную модель. А это тормозит мобильность: в течение школьного года только 9% учителей меняют свое место работы - одна треть из них идет преподавать в другие школы в пределах одной и той же федеральной земли. И всего 2% преподавателей меняют место работы, переезжая в другую землю, а это 'вызывающая тревогу цифра', как считают эксперты.
Педагогическое образование в Германии требует больше времени, и профессионально учителя подготовлены неплохо. Однако за дидактику и педагогику они не смогли получить хороших оценок от экспертов. После же гарантированного получения рабочих мест их уровень может понижаться. 'Начинающим учителям в среднем по 32 года, и им приходится выдерживать достаточно интенсивные экзамены, - говорит Терхарт. - Однако на этом все и заканчивается'.
Повышение квалификации не является обязательным для педагогов. И это не удивительно, говорится в докладе, так как немецкие учителя получают повышение в должности по выслуге лет, у них нет никаких стимулов совершенствоваться самим и улучшать технику обучения.
В докладе ОЭСР этот феномен объясняется госстатусом учителей и связанной с ним гарантированностью рабочего места, а также отсутствием тестирований. Все это делает немецкую систему образования анахроничной.
Недовольство, несмотря на высокие зарплаты
Закостеневшая система не может учитывать и потребности учеников. В целом, эксперты ОЭСР фиксируют 'чувство неудовлетворенности у учителей'. Несмотря на самые высокие оклады, немецкие педагоги недовольны своей работой.
Немецким министрам по делам культуры и образования эксперты дают несколько советов: они должны разработать стандарты, предписывающие, что должны уметь делать учителя. Учителя не должны иметь статус госслужащих. Продолжительность педагогического образования должна быть сокращена и приближена к практике, а повышение квалификации должно стать более эффективным. Регулярно контролировать и проверять учителей должны коллеги, школьные руководители и независимые эксперты. Плохие педагоги должны покидать школы или занимать позиции, далекие от преподавательской деятельности.
Для привлечения в школы новых учителей хороших педагогов необходимо поощрять годичным отпуском и бОльшим количеством свободного времени. Также следует покончить с государственным попечительством, школы должны получить больше свободы, например, иметь возможность самостоятельно принимать учителей на работу.