Казалось, не было ничего прочнее, чем, имидж Владимира Путина. Великолепная PR-машина Кремля и находящиеся под контролем государства средства массовой информации создавали российскому президенту возможность пользоваться популярностью более 70 процентов населения.
И вот теперь два опроса, проведенные в начале второго президентского срока, показывают несколько иную картину. На вопрос социологов института ВЦИОМ, кто является идолом российской молодежи, Путина назвали всего 14 процентов детей перестройки в возрасте от 18 до 24 лет, отведя ему пятое, предпоследнее, место.
Быстрый успех
При этом Путин уступил не только телегероям (28 процентов), спортсменам (37 процентов) и поп-звездам (52 процента), но и тем, кому объявил войну: олигархам и предпринимателям (42 процента).
'Быстрый успех стал самой ценной вещью', комментирует ВЦИОМ результаты опроса, поэтому происходит идентификация с этим слоем общества. Даже если считать, что у молодежи вряд ли есть политические интересы, все равно результат выглядит пикантным с точки зрения того, что борьба Путина против олигархов находит большую поддержку среди взрослых, настроенных к предпринимателям традиционно враждебно.
Рейтинг Путина, если исключить идолов и олигархов, подвергается также корректировке, имеющей чисто политический характер. В середине июля готовность переизбрать его выразили только 49 процентов населения. Это на семь процентов меньше, чем в марте, перед выборами, когда Путин набрал 71 процент голосов, и это самый низкий показатель со времени его прихода к власти в 2000 году.
Главной причиной этого могут быть непопулярные реформы. На сегодняшний день самое большое недовольство вызвал план правительства проведения реформ в социальной сфере, предусматривающий замену нынешних натуральных льгот в области здравоохранения, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства денежными выплатами.