'ЮКОС национальное предприятие, и чтобы им успешно управлять, надо ладить с правительством', - трезво оценил вчера ситуацию председатель Правления самой современной нефтяной компании России ЮКОС Стивен Тиди (Steven Theede). Что значит потерять расположение Кремля, демонстрирует сегодня пример ЮКОСа. Предприятию после обвинений избирательного характера, после судебных процессов, напоминающих произвол, и блокады со стороны судебных органов грозит банкротство. В значительной мере появлению у ЮКОСа проблем способствовало все большее участие в его капитале иностранцев и желание американцев приобрести его акции.
Премьер-министр России Михаил Фрадков заявил вчера, что решение по поводу того, какую долю машиностроительного концерна 'Силовые машины' может приобрести немецкий концерн Siemens, будет приниматься в правительстве. Якобы органы безопасности рассматривают предприятия, производящие электрогенераторы, в качестве стратегических объектов.
Американской компании Alcoa уже не один месяц приходится дожидаться согласия на законное владение заводом по переработке алюминия, поскольку органы безопасности возражают, говоря, что детали из алюминия нужны в авиастроении. Чем дольше президент Путин ведет Россию по пути обретения новой, сомнительной мощи, тем больше экономика оказывается в зависимости от милости государства.
Возникает вопрос, в какой же мере желательны иностранные инвесторы. Впрочем, ясно одно: с предпринимательством, на которое оказывает давление неэффективное, коррумпированное, делающее ставку на личности, а не на институты государство, экономического чуда в России ждать не приходится.