Владимир Путин, несомненно, надеется, что экономический рост в России и высокие нефтяные цены позволят свести к минимуму далекоидущие негативные последствия судебной акции против 'ЮКОСа'. Популярность внутри страны и государственный контроль над активами компании являются для него более важными приоритетами.
Однако, если международное деловое сообщество сочтет, что обстановка в России слишком переменчива, ему придется заплатить за достижение этих целей немалую цену в виде сокращения инвестиций и бегства капиталов. Это вряд ли будет способствовать воплощению в жизнь надежд президента на удвоение ВВП страны, да и благосостоянию простых россиян.
Похоже, сам ужас происходящего буквально парализовал акционеров и кредиторов. Надеясь, что худшее каким-то образом все же не случится, инвесторы пока воздерживаются от судебных исков, а банки - от требований досрочного погашения кредитов.
Однако с каждым днем поводов для оптимизма остается все меньше. Даже в том маловероятном случае, если 'Юганскнефтегаз' - основной производственный филиал 'ЮКОСа' - будет продан за реальную стоимость - аналитики оценивают ее в 10-40 миллиардов долларов - 10 миллиардов так или иначе уйдет на выплату налогов. Как утверждают представители 'ЮКОСа', к середине августа у компании может не остаться свободных средств, она подвергнется процедуре принудительного банкротства и будет не в состоянии выполнять контрактные обязательства по экспортным поставкам нефти.
'ЮКОС' может и сам объявить себя банкротом, что позволит ему выиграть несколько месяцев, в течение которых кредиторы будут лишены возможности конфисковать его активы. Не исключено, впрочем, что компания не пожелает идти на такой шаг, ведь на 6 сентября назначены слушания по еще одной поданной 'ЮКОСом' апелляции, однако ее нынешнее положение не назовешь иначе как отчаянным.