МОСКВА. 22 июля (ЮПИ). "Дело "Юкоса" - иными словами дело, в котором Кремль выступает против крупной нефтяной компании - в основном подошло к концу. В результате длившихся почти год нападок на вторую по величине и самую крупную частную нефтяную компанию в стране была окончательно определена роль Кремля как главной силы, которая распределяет роли и ведает назначениями в национальной нефтяной отрасли.
Раздробленный на крупные или более мелкие части, "Юкос" превратится либо в нечто подобное отраслевому сверхгиганту "ЮкосСибнефть" - о чем уже имелась договоренность в прошлом году - либо станет группой национальных компаний, рост которых обеспечит щедрый Кремль. В любом случае решение остается за Кремлем. От того, какое решение примет Кремль, будет зависеть то, каким путем пойдет экономика страны в пост-Юкосовскую эпоху.
В течение целого года журналисты и аналитики бились над разрешением загадки происхождения и смысла фразы "дело "Юкоса". Является ли предпринятый Кремлем удар по "Юкосу" и его главным акционерам - главным образом Михаилу Ходорковскому - первым шагом на пути, цель которого - урезать власть или даже разорить группу сверхбогатых бизнесменов, именуемых "олигархами"? Встревожен ли Кремль тем обстоятельством, что сконцентрированное в руках олигархов огромное богатство может быть использовано для подрыва его влияния и контроля над деятельностью политических партий? Ряд обозревателей между тем сходится во мнении, что "дело "Юкоса" сводится лишь к тому, чтобы лишить М. Ходорковского его политических амбиций.
В каждом из подобных утверждений имеется доля истины. Однако, для самого Кремля ставки много выше - он намерен превратить "дело "Юкоса" в своего рода пробный шар. В течение почти целого года Кремль обвиняли в том, что он прибегает к избирательному с точки зрения норм правосудия подходу в отношении к "Юкосу" и его совладельцам. Его обвиняли в том, что его действия вредят инвестиционной привлекательности России. Кремль также обвиняли в том, что он недостаточно и неискренне заинтересован в проведении рыночных реформ в экономике и не уважает права частной собственности. В пользу подобных обвинений говорят многие факты и обстоятельства. Однако, ни одно из этих обвинений Кремль особенно не волнует - он сам определяет экономические цели и задачи развития страны, которые перевешивают любое из вышеназванных опасений или тревожных обстоятельств.
Для Кремля "Юкос", которым руководил М. Ходорковский, представлял угрозу. Если бы произошло слияние "Юкоса" и "Сибнефти", М. Ходорковский превратился бы в смертельного врага властей. При сохраняющейся зависимости наполняемости российского бюджета от экспортной выручки, получаемой от продажи нефти, позволить одному человеку - и отнюдь не дружественному по отношению к Кремлю - контролировать столь значительный сегмент нефтедобывающей отрасли рассматривалось как угроза национальной безопасности. Кремль никогда бы не пошел на то, чтобы позволить М. Ходорковскому и другим совладельцам "Юкоса" продать компанию какому-нибудь иностранному нефтяному сверхгиганту в случае, если бы они рассматривали подобную возможность. Таким образом, если посмотреть на все происходящее сквозь призму прошлого, можно понять, что то, что "Юкос" постигла подобная участь, вполне объяснимо и даже неизбежно.
По мере того, как компанию раздирают на части, а ее активы перераспределяют между другими российскими нефтяными компаниями, смысл и трактовка словосочетания "дело "Юкоса" подпадает под две широкие категории. Во-первых, Кремль намерен контролировать нефтяной сектор. Во-вторых, он будет использовать широкие государственные полномочия для реорганизации других отраслей национальной экономики, которые не отвечают долгосрочным экономическим задачам Кремля.
Однако, логика и политика - понятия не всегда тождественные. Наиболее крупные активы "Юкоса" вероятнее всего отойдут к "Сургутнефтегазу" - третьей по величине нефтяной компании России. Месторождения, на которых ведет добычу нефти компания "Сургутнефтегаз", находятся в непосредственной близости от тех, где ведут работу добывающие предприятия компании "Юкос". По этой причине именно "Сургутнефтегаз" является наиболее подходящим с точки зрения логики преемником "Юкоса". Эта компания является наиболее вероятным кандидатом еще по одной причине. Ее возглавляет Владимир Богданов. Этот человек никогда не проявлял никакого интереса к политике. Он пользуется уважением и авторитетом среди сослуживцев и коллег. Он как раз такой человек, который по всем параметрам подходит Кремлю.
Кроме этого - и что очень важно - В. Богданов, в отличие от многих других руководителей российских нефтяных компаний, уже много лет работает в нефтяной промышленности. Во многих отношениях он является как раз тем руководителем, которого Кремль хотел бы видеть у руля национальной нефтяной отрасли. Путин руководил бы внутренней и внешней нефтяной политикой России, а задача Богданова заключалась бы в обеспечении наиболее эффективных методов добычи "черного золота" из глубины российских недр.
"Дело Юкоса" также показательно с точки зрения того, насколько далеко намерен пойти Кремль при определении будущего национальной экономики. НК "Юкос" была самой крупной, богатой и наиболее успешной с точки зрения менеджмента олигархической структурой в современной России. На ее развал ушел целый год, но зато теперь Кремль может праздновать победу.
Теперь то, когда Кремль возьмет в оборот другие ключевые секторы народного хозяйства, где тон пока задают олигархи - лишь вопрос времени. Однако, после того, как власти наглядно продемонстрировали то, на что они готовы пойти для достижения поставленных целей, в Кремле, вероятно, предполагают, что проведение повторных переговоров относительно прав собственности на главные активы не приведет к тому же исходу, что в деле "Юкоса" и его основных акционеров. В Кремле скорее всего не проявляют особого интереса к повторному разыгрыванию юкосовского сценария. Вряд ли в деловых кругах найдется кто-либо, кто пожелал бы испытать на себе участь, которая постигла Михаила Ходорковского.
Скорее всего в эпоху, которая наступит после завершения дела "Юкоса", будут пересмотрены результаты многих приватизационных сделок 90-х гг. И, возможно, это было бы и неплохо - усиление конкуренции на рынках и торжество социальной справедливости стали бы одним из возможных результатов подобной политики. В эту самую пост-Юкосовскую эпоху, возможно, крупный бизнес и государство наконец смогут работать вместе, что служило бы как национальным, так и корпоративным интересам.
Однако, для того, чтобы пост-Юкосовская эпоха оказалась благотворной как для государства, так и для крупного бизнеса, В. В. Путин должен, в конце концов, прийти к выводу о том, что правовое регулирование прав собственности является единственным путем для достижения тех экономических задач и целей, которые он ставит перед Россией. В том случае, если это ему не удастся, вся эта эпопея с "делом Юкоса" особого смысла иметь не будет.