Если вы раньше не замечали, что на карте Грузии есть такое пристанище вооруженного сепаратизма, как Южная Осетия, то сейчас для этого самое время. Посмотрите на нее внимательно и поставьте в один ряд с такими же сепаратистскими республиками, как Абхазия или Приднестровье, которые на прошлой неделе сотнями посылали в Южную Осетию 'добровольцев' через российскую территорию.
Эти боевики были рассредоточены по территории Южной Осетии силами сотрудников российских спецслужб совсем не для того, чтобы противостоять вооруженному нападению грузин, но для того, чтобы препятствовать проведению начатых президентом Грузии Михаилом Саакашвили социальных программ, включая восстановление автобусного сообщения и выдачи пенсий, и не давать грузинским силам правопорядка пресекать незаконный провоз грузов через границу. И им действительно удалось не пропустить к нищим югоосетинским селениям машины с продуктами питания, лекарствами и другой помощью.
Никто даже не потрудился засекретить рассредоточение этих вооруженных людей по территории республики: 8 июля правительство Южной Осетии открыто обратилось к Абхазии (это еще один вооруженный анклав, отколовшийся от Грузии), Приднестровью (то же самое, но на территории Молдовы), а также к российским казакам и другим агрессивным группировкам (rogue elements - пер.) с просьбой немедленно выслать добровольцев. Через два-три дня они уже прибывали сотнями, некоторые из них с оружием, при этом пересекая несколько областей России. То, насколько быстро они были развернуты, со всей очевидностью указывает на то, что эта операция была распланирована заранее. Об их прибытии, демонстративных собраниях и тренировках в Южной Осетии рассказывали все российские средства массовой информации, включая телевидение.
Тренировки были завершены объединенными военными учениями, замысел которых формулировался так: 'координация тактических действий войск Южной Осетии совместно с войсками добровольцев с [российского Северного] Кавказа, из Абхазии и Приднестровья' против грузинских войск. В учениях использовались танки, бронетранспортеры и артиллерия, которые российские войска еще раньше передали Южной Осетии, каковое событие также широко освещалось телевидением России.
Войсками Южной Осетии командует полковник российской армии, а начальник югоосетинского КГБ (да, здесь это называется именно так) - генерал-майор российской ФСБ (бывший КГБ). На этой неделе российские войска уже начали замену старой бронетехники, которая была у сепаратистов, на новую под предлогом модернизации югоосетинского 'миротворческого' батальона.
После 19 июля репортажи о вооруженных добровольцах пропали из поля зрения общественности. Известно, что в то время Грузия довела ситуацию до сведения Вашингтона, и Вашингтон попросил Москву прекратить нагнетать обстановку. Тот факт, что так и случилось, по крайней мере пока, является лишним подтверждением тому, что вся операция контролировалась из Москвы.
Допустим, с военной точки зрения прибывшие в Южную Осетию боевики не представляют особой опасности. Операция и была так широко освещена, потому что главное в ней - политическая подоплека, сигнал о том, что Россия, а именно те ее круги, которые еще мечтают о советских временах, лелеют имперские амбиции и вообще любят такого рода приключения, поддерживает 'своих'.
Подобные нынешней 'добровольческие' операции (включая мобилизацию кубанских и донских казаков) позволили России победить в 1992-93 годах и Грузию, и Молдову. Теперь понятно, что эти операции легко повторить, одним движением послав предупреждение Грузии и политическое приветствие вооруженному сепаратизму в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье.
Эти три отколовшихся от всего мира республики, живущие под опекой Москвы, сейчас вспомнили о том, что в 1994 году они подписали между собой пакт о взаимопомощи, включая, в случае необходимости, помощь военную. Первые упоминания о нем были еще задолго до последней операции в Южной Осетии - 2 и 9 июня приднестровские лидеры объявили о том, что они готовы оказать Абхазии и Южной Осетии военную помощь против Грузии. Об этом было объявлено сразу же после того, как они вернулись из Москвы, где их заявления были мощно распубликованы российским Первым каналом и другими средствами массовой информации.
Через несколько дней после того в Приднестровье прибыли две делегации высокопоставленных представителей ОБСЕ: одну возглавлял действующий председатель этой организации министр иностранных дел Болгарии Соломон Пасси (Solomon Passy), а вторая состояла примерно из 26 послов, аккредитованных при ОБСЕ в Вене. Почему-то эти делегации не сделали никаких заявлений относительно того, что принимающая сторона допустила угрозу использования силы с оккупированной территории государства-члена ОБСЕ в пользу сепаратистских группировок из другого государства-члена ОБСЕ, да еще через территорию России, которая тоже, вообще-то, член ОБСЕ, причем приведший обоих сепаратистских лидеров к власти и вооруживший их сторонников.
Несмотря на все это, сама ОБСЕ при поддержке горстки американских дипломатов делает ставку в своей политике относительно Молдовы на легализацию руководства Приднестровья и предоставлении ему части полномочий центрального правительства страны. Все это, конечно, согласовано с Россией.
Однако за несколько последних недель приверженцы 'федерализации' Молдовы несколько раз крупно оконфузились. Сначала были угрозы руководства Приднестровья послать вооруженных добровольцев в Южную Осетию, которые не разошлись с делом. А затем 8 июля Европейский суд по правам человека признал Приднестровье территорией, захваченной российскими военными, а его руководство - хунтой, захватившей власть с помощью военной силы иностранного государства.
Кроме всего прочего, 15 июля руководство Приднестровья объявило о своем решении упразднить последние шесть молдавских школ, преподавание в которых ведется на латинице (многолетний фактический запрет латиницы в государственном документообороте фактически превратился, таким образом, в официальный). Наступление на молдавские школы направлено на дальнейшую денационализацию большинства населения этого региона. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Рольф Экус (Rolf Ekeus) объявил это 'языковой чисткой' (которую, заметьте, совершает меньшинство против большинства). Однако в остальных отделах ОБСЕ и на среднем уровне дипломатической иерархии Соединенных Штатов руководство Приднестровья продолжают считать легитимными партнерами, стремящимися к 'федерализации'.
Необходимо заметить, что ОБСЕ не одиноко в своем молчании по вопросу о поездках 'добровольцев' в Южную Осетию. Так же поступили многие другие организации системы международной безопасности, демократические фонды и правительства западных государств. Посылка боевиков через несколько границ для поддержки сепаратистов против законно избранного правительства другого государства квалифицируется как транснациональный терроризм. Положим, в этой отдельно взятой операции жертв не было, однако они могут появиться в результате следующей, если никто не сделает ничего, чтобы ее предотвратить. Запад своим молчанием посылает неверный сигнал и Москве, и сепаратистам.
Из последних событий мы должны извлечь несколько уроков. Во-первых, Запад должен - просто обязан - осуждать подобные предприятия, тем более сейчас, когда во всем мире идет борьба с транснациональным терроризмом и нелегальной торговлей оружием. Во-вторых, необходимо придать миротворческим силам, находящимся в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, более международный и более гражданский характер. То, что Россия сейчас называет там 'миротворчеством', на самом деле является поддержкой сепаратистских правительств, способствует насыщению этих регионов оружием, а также контрабанде и другой незаконной деятельности, в которой не в последнюю очередь замешаны и российские военные.
В-третьих, давно уже пора выйти за рамки того переговорно-нааблюдательного процесса, который проходит сейчас. И в Южной Осетии, и в Приднестровье это уже пережитки далекого прошлого. Они дают возможность России устанавливать там свое присутствие повсеместно, изолируют Грузию и Молдову, а также исключают любую возможность воздействия Запада, если не считать беспомощную ОБСЕ. Западу необходимо засучить рукава и активно работать по этим направлениям, поскольку интересы западного мира в этих странах сейчас неизмеримо выросли по сравнению со временами десятилетней давности, когда устанавливался нынешний формат [миротворческих операций].
И, наконец, если в Вашингтоне и Брюсселе всерьез говорят о распространении демократии, им придется признать, что с теми сепаратистскими группировками, которые сейчас стоят у власти, им этих конфликтов не разрешить никогда. Они прекрасно живут в советском полицейском государстве на доходы от организованной преступной деятельности и используют антизападные лозунги и военную силу для шантажа и давления на законные правительства своих стран. Любое политическое решение этих конфликтов должно быть основано на демилитаризации, декриминализации и демократизации. Все это требует от стран Запада четкой стратегии, а не пассивного наблюдения или готовности идти на сделку с мини-диктаторами.
Владимир Сокор - старший эксперт Фонда Jamestown Foundation из Вашингтона. Фонд выпускает ежедневный вестник Eurasia Daily Monitor.