Комиссия по расследованию событий одиннадцатого сентября представила доклад, указывающий на упущенные возможности, которые сделали Соединенные Штаты уязвимыми для нападений со стороны 'Аль-Каиды'. Согласно докладу, нападение на Всемирный торговый центр 'стало шоком, но оно не должно было стать неожиданностью'. Одновременно было высказано предупреждение, что без кардинальной реструктуризации спецслужб и новых акцентов в дипломатии США могут подставиться под еще более страшный удар.
В свое время налет на Перл Харбор привел к полной перестройке всей системы национальной безопасности. Однако на сей раз этого, скорее всего, не будет. Администрация выступала против создания комиссии, а теперь уже началось противодействие реализации одной из основных рекомендаций этой комиссии - идее создания специальной разведывательной структуры с широчайшими полномочиями на уровне кабинета министров.
Это происходит потому, что в этом случае уже существующим структурам - ЦРУ, ФБР и Совету по национальной безопасности придется поделиться частью своих функций и властных полномочий с новым органом.
Однако комиссия сильно затруднилась ответить на вопрос - кто несет ответственность за случившееся? Это чем-то похоже на ситуацию, которая сложилась при расследовании событий в Каргиле (крупный вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном, который вспыхнул в мае-июле 1999 года сразу в нескольких секторах на индийской части штата Джамму и Кашмир, в первую очередь в Каргиле, и едва не перерос в полномасштабную войну. - прим. перев.), когда разведка и военные перекладывали вину друг на друга, а в конце концов ответственности избежали все.
По сути, теракты 11 сентября стали драматическим событием для страны, которая гордилась своей способностью обеспечивать собственную безопасность. Они объединили не только США, но и весь мир в борьбе с терроризмом. Но за эти пять коротких лет администрация Буша, как представляется, утратила этот мандат, начав крайне противоречивую войну против Ирака. В результате мир не стал более безопасным, чемидо начала антитеррористической кампании. Неприятности Соединенных Штатов в Ираке помешали им продолжать войну против 'Аль-Каиды' и талибов в Афганистане и увеличить ее интенсивность. Проблемой остается и Пакистан, который по-прежнему может стать потенциальной колыбелью для нового поколения террористов.
Наконец, предметом наибольшей озабоченности является возможность попадания в руки террористов ядерного и биологического оружия. История с Абдул Кадером Ханом (ведущий пакистанский физик-ядерщик, один из создателей ядерной программы страны, который в этом году был обвинен в передаче технологий Ирану, Ливии и КНДР. - прим. перев.) показывает, как может случиться невозможное. Возможно, самая главная задача для США сейчас - поставить всемирную кампанию борьбы с терроризмом на прежние рельсы и продолжать ее с новой, неослабевающей силой.