Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия - не исключение

Россия - не исключение picture
Россия - не исключение picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Друзья должны говорить откровенно. Этими словами Герхард Шредер неоднократно объяснял свою критику правительства США. Слова правильные. Но почему они действительны для Америки, но не для России? Во время своего последнего визита в Москву 8 июля канцлер Германии в который раз выдал индульгенцию Путину в отношении дела концерна 'ЮКОС', промолчал по поводу Чечни и не стал поднимать тему ограничения свободы прессы. Это вызвало критику в его адрес вплоть до правительственных кругов. Но может ли это, действительно, удивлять?

Друзья должны говорить откровенно. Этими словами Герхард Шредер неоднократно объяснял свою критику правительства США. Слова правильные. Но почему они действительны для Америки, но не для России? Во время своего последнего визита в Москву 8 июля канцлер Германии в который раз выдал индульгенцию Путину в отношении дела концерна 'ЮКОС', промолчал по поводу Чечни и не стал поднимать тему ограничения свободы прессы. Это вызвало критику в его адрес вплоть до правительственных кругов. Но может ли это, действительно, удивлять? Уже давно к России применяются другие стандарты, чем к Америке.

Началось с того, что за несколько дней до вступления в должность президента Буша Шредер отмечал с Путиным рождество в Петербурге. В праздновании принимали участие и их жены, а его программа включала катание на коньках. С тех пор оба встречались 50 раз. Совсем недавно Путин - единственный иностранный гость - принимал участие в праздновании 60-летнего юбилея Шредера. С президентом Бушем, напротив, имели место одни короткие телефонные разговоры и прохладные встречи. Можно, конечно, возразить, что это дело Шредера: с кем встречать рождество или праздновать день рождения. Но действительно ли это так? То, что он будет делать на пенсии, - это, и впрямь, его дело. Но как канцлер Германии он должен и в праздники думать не о своих личных предпочтениях, а об интересах страны. Наверняка неправильно при любом случае пинать Америку и в то же время замалчивать автократические тенденции в России или воспринимать это с пониманием.

Канцлеру Германии было известно, что в деле против российского олигарха Ходорковского было нарушено не только международное, но и внутреннее государственное право. Тем не менее, он проявил дружеское понимание методов российских властей. В то же время 'Всероссийская конференция гражданских организаций', напротив, заявила в октябре прошлого года, что арест Ходорковского является проявлением не равенства всех перед законом, а равенства всех перед произволом. Почему же господин Шредер дает своему другу Путину карт-бланш?

Германия нуждается в партнерстве с Россией Путина. При нем Россия приняла принципиальное стратегическое решение - достичь модернизации страны с помощью активного сотрудничества с Западом. В созданном после 11 сентября 2001 года антитеррористическом альянсе Москва продемонстрировала высокую ответственность. Россия входит в G 8, скоро станет членом ВТО. В отношениях с Россией речь идет не просто о тактическом союзе, необходимо тесное партнерство. Но какими бы важными ни были антитеррористическая борьба и экономическое сотрудничество с Россией, ими все не исчерпывается. Без общих ценностей расширение отношений наткнется на преграды.

Путин пообещал своей стране диктатуру закона. Но именно правовое государство при нем не развивается. Конституционные институты стали подначальными Кремлю. Государственный контроль и произвол возросли. 'Управляемая демократия' Путина управляет страной сверху, без участия общества и людей, которые как раз и являются важнейшей силой в модернизации и укреплении страны.

Тесное партнерство не пострадает от ясных и открытых слов, если нарушаются правовые принципы и права человека. Это не помешает и заключению сделок, тем более что Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией для своего же собственного экономического развития. Если откровенность приносится в жертву из-за боязни сорвать сделки, то партнерство превращается в оппортунизм и навязывание своей дружбы. Такое поведение российская сторона будет воспринимать как слабость и пользоваться этим.

В отношении нарушений прав человека в Чечне запрета на вмешательство во внутренние дела не существует. Это очень точно сказал 19 января 1995 года в Бундестаге председатель фракции 'Зеленых' Фишер. К сожалению, в его политике сегодня это не прослеживается. Чеченский конфликт в силу его 'исламизации' после 1996 года больше уже не является внутренним делом государства. Если Россия сама представляет конфликт частью глобального исламского террора, то она должна признать легитимным включение международного сообщества в процесс его улаживания. И правительство Германии должно объяснить это России.

Германия и весь Запад заинтересованы в том, чтобы помочь России превратиться в стабильное, демократическое, правовое и экономически современное государство. Поэтому и для России должны применяться, без всяких исключений, критерии, которые Запад считает обязательными. Россия - не исключение.

Фридберт Пфлюгер - ответственный за внешнюю политику фракции ХДС/ХСС в Бундестаге.