Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Немецкие компании слишком осторожны в России'

Интервью вице-президента Всемирного банка Петера Войке

'Немецкие компании слишком осторожны в России' picture
'Немецкие компании слишком осторожны в России' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия по-прежнему привлекательная в инвестиционном плане страна. Я немного удивлен нерешительностью немецких компаний. Когда я приезжаю в Россию, меня постоянно спрашивают, почему немецкие компании прекратили свои инвестиции. Да, они чересчур опасаются рисков. Меня удивляет и тот факт, что немецкие банки прекратили инвестировать. Ведь посмотрите, каких огромных успехов достиг в России Венский банк 'Raiffeisen Bank'.

Ситуация в России не так уж плоха, как можно было подумать в связи с последними событиями, но нужны реформы, считает вице-президент Всемирного банка.

SZ: Г-н, Войке, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) недавно обратилась к России с призывом ликвидировать свою зависимость от нефти и газа.

Войке: Зависимость от нефти еще сохранится некоторое время, запасы нефти и, особенно, газа огромны. Но мы отмечаем позитивные тенденции - страна начинает вкладывать не только в тяжелую промышленность, но и в другие сферы.

SZ: В какие, например?

Войке: Например, в сельское хозяйство. Мы с удовлетворением отмечаем, что некоторые крупные объединения, которые традиционно заняты в нефтяной, алюминиевой и т.п. сферах, начинают вкладывать средства в сельское хозяйство. Также развиваются легкая промышленность и сфера товаров народного потребления. С учетом этого развития положение дел здесь можно оценить как относительно положительное. Однако много еще предстоит сделать в области инфраструктуры. Здесь мы вложили немалые средства, например, в транспортные компании.

SZ: Но ведь это не единственная структурная проблема:

Войке: Нет. Проблемным представляется также неравноправие в отношении частных компаний. Взять, например, сферу воздушных перевозок: По непонятным причинам 'Аэрофлот' может импортировать самолеты без уплаты таможенных пошлин, тогда как другие частные авиаперевозчики платят пошлину в размере 30-40 %. Это одна из тех проблем, которые мы обсуждаем с правительством.

SZ: И что говорит по этому поводу правительство?

Войке: Они все, конечно, понимают. Но, тем не менее, делается еще недостаточно.

SZ: Инвесторы жалуются также и на недостаточную правовую защищенность.

Войке: Это, безусловно, так. Подобные проблемы наблюдаются во многих развивающихся странах. Создание хорошей правовой системы это шаг на пути от развивающейся страны к развитой. В последние годы Международная финансовая корпорация (МФК) вложила немалые средства, достигнув при этом неплохих результатов.

SZ: Страна планирует в 2006 г. вступить во Всемирную торговую организацию. Насколько реалистичен этот срок?

Войке: Здесь предстоит кое-что сделать. Заинтересованность, конечно, имеется. Но как раз на примере правовой безопасности видно, что это долгосрочное дело.

SZ: Кадры прошлой недели, когда перед банками стояли длинные очереди, усилили обеспокоенность по поводу возможных новых проблем в банковской сфере.

Войке: Финансовый сектор нужно срочно укреплять. Он слишком слаб по сравнению с потенциальным спросом со стороны промышленности. В России мало сильных банков и слишком много мелких - всего около 1200. Эта цифра должна быть сокращена. Кроме того, у Центробанка нет достаточно инструментов для реагирования в случае возникновения банковских кризисов. Так, Гута-Банк:

SZ: : у которого две недели назад были проблемы с выплатами...

Войке: : получил поддержку не напрямую от Центробанка, а 'окольными путями' через Национальный банк. Это показывает, что аппарат еще слишком громоздок.

SZ: Какова роль иностранного капитала в развитии России?

Войке: Это в некоторой степени зависит от того, куда он вкладывается. Россия вопреки пожеланиям иностранных инвесторов все еще остается слишком 'российской'. Если бы правительство было бы немного более открытым в отношении иностранного капитала, в особенности в нефтегазовой сфере, это могло бы привести к значительному росту производительности. Ведь резервы для этого имеются, а спрос со стороны Запада огромен. Если российское правительство станет более либеральным, в страну потекут огромные средства.

SZ: Получается дело 'ЮКОСА' это 'медвежья услуга', оказанная Москвой самой себе?

Войке: Трудно сказать. Конечно, это привело к временному оттоку капитала, многие инвесторы были в шоке. Но когда разговариваешь с русскими, их мнение разделяется. Некоторые говорят, что многие олигархи во время приватизации приобрели собственность по ценам, ниже ее реальной стоимости. У нас всегда была дискуссия, будем мы работать с такими людьми или нет. Я сам считаю так: Что было, то было. Вопрос в том, готовы ли эти люди поработать на Россию, готовы ли вложить в нее деньги? Какой вклад они вносят в развитие России?

SZ: Дело 'ЮКОСа' надолго испортит инвестиционный климат?

Войке: Не думаю. Россия по-прежнему привлекательная в инвестиционном плане страна. Я немного удивлен нерешительностью немецких компаний. Когда я приезжаю в Россию, меня постоянно спрашивают, почему немецкие компании прекратили свои инвестиции.

SZ: Им не хватает решительности?

Войке: Да, они чересчур опасаются рисков. Меня удивляет и тот факт, что немецкие банки прекратили инвестировать. Ведь посмотрите, каких огромных успехов достиг в России Венский банк 'Raiffeisen Bank'.

SZ: В котором Вы имеете долевое участие?

Войке: Да, мы предоставили им долгосрочный кредит для развития деятельности в Москве. Они не могут быстро расширяться в каких-то иных сферах, кроме традиционных банковских операций.

SZ: Банкам удастся вернуть свои деньги?

Войке: До сих пор наш опыт был только позитивным. Если российское правительство станет более либеральным,

в страну потекут огромные средства.