Собственная страна в обмен на прекращение шумного скандала с президентом. Таково 'неприличное предложение', которое сейчас потрясает Казахстан, бывшую советскую республику Средней Азии, имеющую выход к Каспийскому морю. Для того, чтобы заставить замолчать расследование взяток, открытое в США против казахстанских руководителей, президент Нурсултан Назарбаев, якобы, не колеблясь, предложил Соединенным Штатам железный военно-политический пакт и неограниченный доступ к огромным энергетическим и природным ресурсам страны, граничащей с Россией и Китаем.
'Казахгейт', как сразу назвали это дело, разразился после публикации еженедельником Assandl Times в столице Казахстана Астане, а также в московской газете 'Коммерсант', секретного письма, в котором адвокат Назарбаева, Рейд Уэйнгартен (Reid Weingarten) излагает свое 'предложение' заместителю генерального прокурора южного округа Нью-Йорка Ларри Томпсону. Томпсон уже пару лет занимается расследованием колоссальных взяток, которые требовали - по мнению обвинения - казахстанский президент, его личный советник Джеймс Гиффен (James Giffen) и другие руководящие лица и члены семьи Назарбаева от американских нефтяных компаний, заинтересованных в том, чтобы добывать и продавать нефть этой страны.
В минувшие месяцы на швейцарском счете, отрытом на имя президентской администрации, было заблокировано 80 миллионов долларов, которые сочли взятками. До вчерашнего дня приближенные Назарбаева, бывшего секретаря казахской компартии во времена СССР, затем перестроившегося в демократа в 1991 году и с тех пор остающегося главой страны, которой он управляет железной рукой, отрицали как причастность к скандалу, так и само существование уголовного расследования.
Опубликованный же теперь документ, датированный 9 сентября 2002 года и раздобытый американской журналисткой Марлен Телуик (Marlene Telwick), не только подтверждает существование 'Казахгейта', но и поднимает его на качественно новый уровень. Опасаясь политических последствий публичного судебного процесса и учитывая перспективу предстоящих в сентябре президентских выборов, Назарбаев просит у США 'закрыть дело в обмен на превращение Казахстана в верного американского союзника и на неограниченный доступ к энергетическим ресурсам страны'.
Просьба о 'пересмотре дела' также напоминает о 'стратегической важности альянса США-Казахстан' и ставит два условия для пакта покорности: официальное обещание со стороны Америки, что 'президенту Назарбаеву не будет предъявлено обвинения по делу о взятках с нефтяных компаний', и 'немедленное деблокирование президентских фондов, размещенных на суверенном счете в швейцарском банке 'Pictet & Cie''. Заключение документа, составленного адвокатом Уэейнгартеном, не вызывает сомнений: 'Мы знаем, что власти США могут закрыть производство дела'.
На сегодняшний день президентские круги не реагировали на это землетрясение. Однако оставшиеся на свободе представители оппозиционных сил Казахстана вышли на улицы, вновь требуя гласности и свободы. В последние месяцы Назарбаев, который через два месяца планирует осуществить наследование власти в рамках семьи, посадил в тюрьму главных лидеров-соперников, возможных кандидатов в президенты, которых считали наиболее опасными, и усилил контроль над различными газетами.
Публикация секретного письма, переданного в суд США, аутентичность которого подтвердили американские источники, ставит его, кроме того, в затруднительное положение перед Россией. Казахстан всегда заявлял о своей готовности к стратегическим соглашениям с Москвой и к созданию системы противовоздушной обороны со странами СНГ (бывший СССР). Кремль начинает, таким образом, сомневаться в его верности: вплоть до того, чтобы вспомнить 'недавний странный прозападный подход' Астаны 'в военной и энергетической области'.