Москва. На частном самолете два нефтяных магната отправляются на юг России, чтобы засвидетельствовать свое почтение президенту Владимиру Путину. В солнечном Краснодаре председатель правления компании ConocoPhillips Джеймс Мульва (James Mulva) и его российский коллега, глава Лукойла Вагит Алекперов, просили Путина разрешить продажу 7,6-процентного пакета акций 'Лукойла', принадлежащего государству.
'Надеюсь, что Ваша лояльность и поддержка позволят нам осуществлять долгосрочные инвестиции в российскую экономику', - сказал Мульва. 'Вы можете на меня рассчитывать', - ответил Путин. 7,6 процента акций будут выставлены на продажу приблизительно за 1,5 млрд. долларов. Однако ConocoPhillips, по всей вероятности, надеется заполучить блокирующие меньшинство в 'Лукойле', чтобы таким образом участвовать в принятии решений.
Несмотря на то, что ликвидация крупнейшего в стране нефтяного концерна 'ЮКОС' уже у всех на устах и воспринимается как предупреждение инвесторам, для нефтяных магнатов по-прежнему заманчива перспектива относительно недорого пополнить свои резервы за счет российских нефтяных запасов.
Однако для масштабных сделок в России необходимо разрешение 'царя Владимира'. Без его поддержки можно столкнуться с методами, не имеющими ничего общего ни с рыночной экономикой, ни с правовым государством. Наглядные пример - попытка поглощения ЮКОСА компанией ExxonMobil. Путин не только остановил сделку, но и отдал приказ уничтожить ЮКОС.
В качестве возможных партнеров по сделке в энергетическом секторе рассматривается только 'большая четверка' - 'Газпром', 'Роснефть', 'Сургутнефтегаз' и Лукойл, состоящие в прекрасных отношениях с Кремлем. Влияние 'Газпрома' могла почувствовать на себе фирма 'Linde AG', которая вместе с газовой компанией 'Novatek' планировала создать нефтехимический комплекс. 'Газпрому' новый партнер пришелся не по душе, и 'Novatek' пришлось отказать.
Ввиду повсеместной коррупции и того факта, что любимцы двора за одну ночь могут впасть в немилость, любая инвестиция - это игра ва-банк. Однако таким концернам, как Siemens, который недавно заключил соглашение о создании совместного предприятия, и BP, интенсивно развивающегося после образования ТНК-BP, Россия, видимо, еще не надоела. На днях делегация крупнейшего в мире нефтяного концерна ExxonMobil, которому Кремль сорвал сделку с 'ЮКОСом' и у которого отозвал лицензию на разработку нефтяного месторождения 'Сахалин-3', посетила сибирский город Тюмень и обсудила возможности участия в добычи нефти и газа. С высокопоставленными представителями правительства встречался и глава крупнейшей американской нефтяной корпорации Сhevron-Texaco Дэвид О'Рейли (David O'Reilly).
Основной риск для инвестиций представляют собой 'неофициальные правила игры, введенные властью для бизнеса', считает Лоран Русекас (Laurent Ruseckas), представитель финансовой компании Deutschen Bank Eurasia Group. Нет никакой гарантии, что та или иная компания устроит не только Путина, но и его преемника, говорит Стефен О'Салливан (Stephen O'Sullivan), представитель United Financial Group. 'Мы видим, что Кремль способен разрушить даже самую крупную и влиятельную в стране компанию', добавляет он.