Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Папа Римский обхаживает РПЦ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
августе Русская православная церковь получит обратно одну из своих наиболее почитаемых реликвий - по сообщениям из Ватикана, Папа Римский Иоанн Павел II возвращает ей икону Казанской Божьей Матери. Когда-то 'Казанскую', как ее называют в России, несли с собой на поле брани русские войска. Считалось, что эта икона защищает Отечество. Сначала папа намеревался

В августе Русская православная церковь получит обратно одну из своих наиболее почитаемых реликвий - по сообщениям из Ватикана, Папа Римский Иоанн Павел II возвращает ей икону Казанской Божьей Матери.

Когда-то 'Казанскую', как ее называют в России, несли с собой на поле брани русские войска. Считалось, что эта икона защищает Отечество.

Сначала папа намеревался лично привезти священную реликвию в Казань и там вручить ее патриарху Всея Руси Алексию II. Однако планы были изменены, во-первых, из-за слабого здоровья понтифика, и, во-вторых, из-за того, что Алексий II выступает резко против визитов папы в свою вотчину.

И все же сообщения о намерении папы отдать икону Казанской Божьей Матери безо всяких условий в качестве жеста доброй воли и примирения Ватикан распространяет как знак того, что движение за объединение различных ветвей христианства находится на подъеме. По словам источников в Ватикане, кроме того, это еще и знак предпочтения папы, несмотря на непреклонность русского патриарха, объединяться с православными, нежели с западными протестантами.

Что касается последних, то, как заявил агентству United Press International один из германских католических священников, занимающихся проблемами объединения церквей, их 'стремление к мирской суете стало настолько раздражающим, что наши отношения очень сильно испортились'.

Икона Казанской Божьей Матери висит на стене в кабинете папы напротив его письменного стола. В 1918 году, сразу после большевистской революции в России, икона пропала, впоследствии объявившись в Северной Америке, где ее приобрела католическая организация под названием 'Голубая армия Божьей Матери в Фатиме' (Blue Army of Our Lady in Fatima).

Священный образ должен был быть передан России после ее возвращения в лоно религии. По преданию, это предсказала сама Дева Мария, чей образ появился в 1917 году в городе Фатиме в Португалии - сейчас там место поклонения. Некоторые католики-консерваторы возражают против возвращения иконы на том основании, что, по их мнению, России до возвращения в лоно религии еще очень далеко.

Однако в последние годы понтифик ясно дал понять, что для него примирение с Восточной церковью является одной из главных задач. Во время визита в Ватикан патриарха-экумениста из Константинополя Варфоломея I (Bartholomew I) Иоанн Павел II сказал: 'У нас . . . все растет уверенность в том, что римско-католическая и православная церкви призваны работать вместе для того, чтобы Европейский континент не забыл свои христианские корни' - замечание тем более значительное, что Европейский Союз отказался даже упомянуть об этих корнях в своей новой конституции.

Теплая встреча между папой и патриархом Варфоломеем, который считается высшим церковным иерархом в православии, стала кульминацией непрекращающихся усилий Иоанна Павла, направленных на то, чтобы 'дать христианству возможность снова дышать обоими легкими', как он говорил в 2001 году во время успешной поездки в Грецию, Сирию и на Мальту.

Затем папа прошел еще две важных вехи на пути к примирению: посетил Украину и, что было особенно важно, извинился за то, что в 1204 году, во время Четвертого крестового похода, крестоносцы разграбили Константинополь. Варфоломей извинение от католической церкви безоговорочно принял.

Однако самая большая в мире православная церковь - русская - до сих пор не подает никаких признаков того, что в обозримом будущем согласна мириться с Римом. Самым большим препятствием этому - но отнюдь не единственным - считается существование Восточной католической униатской церкви, лояльной Ватикану.

Среди других проблем, одинаково стоящих перед различными христианскими церквями - так называемый 'вопрос Филиокве', из-за которого в основном христианство и разделилось на две противоборствующие ветви в 11-м веке.

Латинское слово filioque означает 'и от сына'. Западно-христианская церковь добавила это слово к Третьей статье 'Никейского Символа Веры' в качестве нормы отправления христианского культа, принятого подавляющим большинством христианских конфессий.

Введение филиокве в 'Символ Веры' означало, что Святой дух исходит не только от Отца, но и от Сына (по-латыни это и означает 'филиокве'). Восточная церковь не приняла этого нововведения до сих пор, Рим принял его в 11-м веке, а протестантизм появился еще через пять веков на этих же позициях.

Кроме того, как говорит представитель Православной церкви Америки Дэвид Лакс (David Lucs) есть и другие неурегулированные противоречия, например, принятое в католицизме понятие Непорочного Зачатия.

Непорочное Зачатие отвергают также и протестанты (кстати, его часто путают с непорочным рождением Христа). В соответствии с этой доктриной, не только Иисус, но и сама Дева Мария была рождена без первородного греха. Эта проблема стала одной из причин возникновения в 1870 году в немецкоговорящих странах и в Нидерландах Старокатолической церкви.

Сегодня Старокатолическая церковь объединилась с англиканской. В Соединенных Штатах в ее епископы была даже рукоположена женщина.

Конечно, кому-то попытки Ватикана примириться с Православной церковью могут показаться подозрительными, но католические священники не устают подчеркивать ее срочность и настоятельную необходимость, особенно в Европе, где христианство испытывает все более серьезную конкуренцию не только со стороны суетного мира, но гораздо сильнее со стороны ислама.

Как недавно заявил в интервью United Press International один итальянский экуменист, 'конечно, эту проблему придется решать всем вместе: католикам, протестантам и православным. Но как вы себе это представляете, если протестанты больше беспокоятся о проблеме равноправия женщин и гомосексуалистов, чем о выживании христианства в Европе? По сравнению с этим наши богословские расхождения с православными кажутся далеко не такой большой проблемой - они ведь в основном вокруг божественного, а не мирского'.