Украина распрощалась со своей целью стать членом НАТО и ЕС. Вместо этого президент Леонид Кучма заявил во время встречи в Ялте со своим российским коллегой Владимиром Путиным о более тесном сотрудничестве с Россией.
Оппозиция таким разворотом была ошеломлена. То же самое произошло и с прессой в соседней Польше: Варшава уже давно пытается убедить ЕС и НАТО в том, чтобы они предложили Украине, по крайней мере, перспективу интеграции с Западом.
Новая ориентация зафиксирована в опубликованной теперь военной доктрине страны. Близкий к президенту депутат Игорь Шума объяснил смену курса 'разочаровавшими' результатами саммита НАТО в Стамбуле и переговоров Украины с ЕС в Гааге. Украина стучит в дверь, которую ей никто не хочет открывать: 'Мы уже 14-й год пытаемся адаптироваться к структурам ЕС, но всякий раз наталкиваемся на препятствия'.
Кстати, ЕС действительно очень половинчато отреагировал на интерес Киева к членству. Но на прием в НАТО Украина в дальней перспективе вполне могла бы рассчитывать. Поэтому нет ничего удивительного, что представители альянса пока воздерживаются от комментариев: отношения с Украиной, мол, хорошие, по официальным каналам о смене курса неизвестно, уклончиво ответил вчера на вопрос корреспондента FR пресс-секретарь НАТО.
Сделать разворот постоянно лавирующего между Россией и Западом главу государства могла заставить не только продолжающаяся критика со стороны Запада по поводу нарушений прав человека. Оппозиция предполагает, что поставить на российскую карту Кучму заставила тревога за свое политическое наследие.
Между тем, пресса Польши возлагает вину за новый разворот Киева в сторону Москвы также и на ЕС. Отгораживание 'стеной равнодушия' вынуждает Украину вольно или невольно оказываться в сфере российского влияния, пишет с сожалением Gazeta Wyborcza: 'Может Запад, наконец-то, поймет, что было бы лучше, если бы этого не произошло'.