Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шкура медведя

Парадоксально, но, похоже, что различные палестинские политические группировки вместе со всеми своими сторонниками действительно верят обещанию Шарона покинуть Сектор Газа.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Израильские генералы, политики и аналитики радуются происходящим в Палестине событиям: 'Разве мы не говорили об этом? Палестинцы не могут сами управлять своими территориями, нам не с кем вести переговоры, не с кем сотрудничать для установления мира. Как только они останутся одни - воцарится анархия'. Но помня, что нынешняя обстановка в Секторе Газа стала, в первую очередь, следствием проводимой правительством Шарона политики, все это напоминает ситуацию с сыном, сначала убившим своих родителей, а потом взывающим к судье: 'Будьте милосердны, я ведь сирота!'.

Я пишу эти строки от всего своего изболевшегося сердца. Как только мог, я откладывал работу над этой статьей.

В еврейской традиции распространена достаточно избитая фраза: 'Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти'. Речь идет об осаде римскими легионами Иерусалима в 70 году нашей эры. Пока солдаты Тита держали город в кольце, население стало голодать, и между защитниками начались стычки, они убивали и сжигали друг друга в борьбе за последние крохи остававшегося зерна.

Нечто похожее происходит сегодня и на палестинских территориях. В то время как оккупационные власти расширяют свою осаду и проводят 'селективные убийства', среди самих палестинцев также началась борьба: боевики стреляют друг в друга, лидеры различных партий и политических движений становятся мишенями на смертельной охоте, штаб-квартиры соперничающих организаций сжигаются.

Руководящие оккупацией генералы, израильские политики и аналитики радуются этим событиям или, прищелкивая языком, назидательно поговаривают: 'Разве мы не говорили об этом? Палестинцы не могут сами управлять своими территориями, нам не с кем вести переговоры, не с кем сотрудничать для установления мира. Как только они останутся одни - воцарится анархия'. Сегодня от многих израильтян можно услышать греческое слово 'хаос', произносимое ими на американский манер.

Помня о том, что нынешняя обстановка в Секторе Газа стала, в первую очередь, следствием проводимой правительством Шарона (Sharon) политики, все это напоминает ситуацию с сыном, сначала убившим своих родителей, а потом взывающим к судье: 'Будьте милосердны, я ведь сирота!'.

Парадоксально, но, похоже, что различные палестинские политические группировки вместе со всеми своими сторонниками действительно верят обещанию Шарона покинуть Сектор Газа. И сегодня на этих территориях сложилась ситуация, которую можно назвать дракой за шкуру еще неубитого медведя. Все говорят о 'реформах' - это слово очень нравится американцам - хотя в действительности идет борьба за власть и установление своего контроля. И теперь возглавляемое Мохаммедом Даланом (Muhammad Dalan) движение пытается занять в Секторе Газа наиболее выгодные позиции еще до вывода войск Шарона. Сторонники израильского премьера открыто высказываются в поддержку этой группировки. Американцы поддерживают Далана, чтобы доставить удовольствие Шарону, а египтяне поддерживают Далана, чтобы порадовать американцев.

Соперничающая с Даланом группировка поддерживает Муссу Арафата (Mussa Arafat), которого его родственник Ясир Арафат (Yasser Arafat) назначил главой аппарата безопасности. Вероятно, это было не самое популярное назначение, но находящийся в отдаленной Рамалле лидер Палестинской Автономии назначил на указанную должность человека, пользующегося его полным доверием, чтобы получить защиту от самой большой в его представлении опасности: возможности изоляции Сектора Газа от Западного берега реки Иордан и превращения этой территории в своего рода автономный Бантустан, находящийся под американо-египетско-израильским контролем. Именно так выглядит ситуация при поверхностном взгляде на нее. Однако у нее есть и многочисленные глубинные причины, уходящие корнями в экзистенциальное противоречие нынешней Палестины.

С одной стороны, палестинская война за освобождение еще очень далека от своего завершения. Она находится в самом своем расцвете. Можно даже сказать, что самое существование палестинцев - и как целой нации, и как отдельных индивидуумов - никогда не находилась под такой угрозой, как сегодня. С другой стороны, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа стали своего рода микро-государствами, требующими своего государственного управления: структуры безопасности, экономики, образовательной системы, органов правосудия, процветания и так далее.

Сложившаяся в Секторе Газа сюрреалистическая ситуация отражает это противоречие: в то время как Мусса Арафат, Мохаммед Далан и прочие лидеры 'Фатах' ведут борьбу за установление своего контроля в Палестинской Автономии, боевики 'Танзима', 'ХАМАС' и сторонники джихада оказывают ожесточенное сопротивление оккупационными силами.

Лидером палестинского движения за независимость считается Ясир Арафат. И среди палестинцев никто не обсуждает этого факта: он единственный человек, способный сохранить единство палестинского народа. Это единственный политик, занимающий серьезные стратегические позиции географического и функционального характера среди палестинского народа. Он обладает всеми необходимыми атрибутами для того, чтобы в нынешней ситуации оставаться лидером: неоспоримым личным авторитетом, физическим мужеством, способностью принимать решения и талантом маневрировать. Палестинцы зовут его 'Отцом народа' и сравнивают с Джорджем Вашингтоном (George Washington), Давидом Бен-Гурионом (David Ben-Gurion) и Нельсоном Манделой (Nelson Mandela).

Критика в адрес Арафата раздается в основном из кругов интеллектуальной и политической элиты и основывается на обеспокоенности его деятельностью в качестве главы 'микро-государства'. В отличие от израильского премьер-министра Арафат не подозревается в персональной коррупции. Он обвиняется в основном в том, что Палестинская Автономия подобно многим другим арабским государствам страдает концентрацией власти в одних руках, размножением служб безопасности, коррупцией, а также хроническим и неуместным влиянием могущественных семейных кланов.

Как недавно сказал мне один из членов палестинского парламента: 'Арафат возглавляет национальную борьбу, и в этом мы его поддерживаем. Но он упускает из-под контроля порядок внутри автономии, и против этого мы и выступаем'.

И, тем не менее, Шарон борется против Арафата не потому, что хочет подтолкнуть его к передаче власти в другие руки и не потому, что в Палестине существует семь различных органов безопасности (в Соединенных Штатах насчитывается 15 разведывательных агентств, четыре военные службы и бессчетное количество полицейских организаций). Шарон борется с Арафатом, потому что его устранение приведет к дезинтеграции палестинского народа, что, в свою очередь, освободит путь для проведения этнической чистки. Арафат прекрасно осознает подобную опасность, и в сравнении с ней все прочие недуги Палестинской Автономии кажутся ему второстепенными.

Стратегия, которой придерживается Шарон и его генералы, проста и жестока: для уничтожения Палестинской Автономии они делают все, чтобы превратить жизнь на оккупированных территориях в ад, разобщить палестинское общество и вызвать массовую эмиграцию тех, кто останется в живых. И происходит это не одним махом, как в 1948 году: идет медленный, растянутый и постоянно поддерживаемый процесс.

Вплоть до настоящего времени, подобная стратегия успеха не имела. Несмотря на нечеловеческие условия существования, палестинскому обществу удавалось справляться с такими проблемами, и это кажется поразительным. События последних недель были восприняты Шароном и командующими его армии как знак раскола. Думаю, они ошибаются, и палестинское общество сможет выбраться из этой пропасти. Вполне оправдано надеяться, что узник 'Мукаты', выводивший свой народ из стольких критических ситуаций, сумеет сделать это вновь. Я совершенно искренне надеюсь на подобный исход событий, потому как Арафат единственный человек, который может заключить с нами мир. И мы не узнаем этого мира до тех пор, пока наши соседи не придут к нему.