Малику Сайдуллаеву надо было бы повнимательнее посмотреть в свой паспорт, прежде, чем выдвигать свою кандидатуру на пост президента Чечни. В качестве места рождения там указано: Алхан-Юрт, Чечня. Но эта ошибка, совсем небольшая, и стоила она ему потерей шанса стать президентом. В 1964 году, в год его рождения, село Алхан-Юрт входило еще в состав Чечено-Ингушской республики, прежде чем республика распалась.
Неделю назад Сайдуллаев, богатый московский предприниматель, был снят из-за этой неверной записи с президентской гонки. Он должен был стать единственным серьезным соперником кандидата, поддерживаемого Кремлем, поэтому ряд газет говорит теперь о фарсе. Корреспонденту Moscow Times Сайдуллаев сказал: 'Кремль опасается, что я в Чечне буду проводить независимую политику'.
Один из представителей российской правозащитной организации 'Мемориал' говорит, что 'все, как и в прошлую осень'. Популярного в Чечне Сайдуллаева и тогда не допустили к выборам по сомнительным причинам, и остановить Ахмата Кадырова, кандидата милостью Москвы, уже никто не смог. В мае Кадыров погиб в результате террористического акта на стадионе Грозного. 29-го августа будет избран его преемник, и имя его уже как неделю хорошо известно: это промосковски настроенный чеченский министр внутренних дел Алу Алханов.
Алханов является одним из семи кандидатов, официально допущенных к выборам в кавказской республике, но это мало о чем говорит. Соперники 47-летнего Алханова не более чем статисты в спектакле, поставленном Москвой, который должен выглядеть в России, а также на Западе как демократический избирательный процесс в умиротворенной республике. Спустя пять лет после начала чеченской войны, в республике все еще правят хаос и огневая мощь оружия. Российские военнослужащие воюют против разогнанных боевиков, сотрудники чеченской службы безопасности похищают по своему усмотрению гражданских лиц. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в настоящее время изучает вопрос, а стоит ли вообще направлять на выборы наблюдателей.
Алханов, кандидат Кремля, во время обеих чеченских войн всегда твердо стоявший на стороне Москвы, может занять самый опасный в мире пост. Прежний руководитель Чечни Аслан Масхадов заявил из-под подполья, что любой 'человек, назначенный оккупантами на пост президента', должен быть готов к смерти. Буквально перед этим чудом остался в живых временно исполняющий обязанности президента. Впрочем, кто стоит за терактом, неясно, так как влияние Масхадова ограничено. Число полевых командиров, действующих по своему усмотрению, велико, но каждый раз всплывает имя Шамиля Басаева. Два дня назад он, выступая на интернет-странице боевиков, взял на себя ответственность за нападение в Ингушетии, в ходе которого в июне погибли почти сто человек.
Алханов, неоднократно демонстративно появлявшийся на экранах телевидения с президентом России Владимиром Путиным, будет вынужден в случае своего избрания вести войну на четырех фронтах. Решающим может стать, сможет ли он приручить грубого сына убитого чеченского президента Рамзана Кадырова. Тот возглавляет службу безопасности, которая в действительности является боевым отрядом наемников, на который правозащитники возлагают ответственность за многочисленные похищения людей. Кремль, очевидно, тоже хочет сломить власть клана Кадырова. Москва с этой целью создает как раз военизированный милицейский полк, который должен бороться с террором, а заодно и против кадыровских палачей.
Но чеченское население помимо окончания насилия ждет, что разрушенная республика будет восстановлена, что будут улучшены условия жизни. Насколько все это взаимосвязано, продемонстрировали события в начале прошлой недели, когда вооруженные люди совершили нападение на колонну. Их добыча: 150000 евро компенсации за вернувшихся домой беженцев.