Все сильнее стягивается судебная удавка на шее ЮКОСа, второй после 'ЛУКОЙЛа' нефтяной группы, которая дает 20 % российского экспорта нефти. Под давлением налоговых органов, требующих 3,1 миллиарда долларов неуплаченных налогов, компания пригрозила блокировать производство и продажу нефти (1,6 миллионов баррелей в день), ее активы и ее банковские счета заморожены, самые важные акционеры Михаил Ходорковский и Платон Лебедев с октября находятся в тюрьме или скрываются, как Леонид Невзлин, потому что им предъявлены одни из самых позорных обвинений - от убийства до мошенничества, от создания преступной группы до уклонения от налогов на десятки миллионов долларов.
А ведь едва лишь пару месяцев назад президент Владимир Путин заявил (из-за боязни потерять западные инвестиции), что у него нет намерения ни подталкивать ЮКОС к банкротству, ни заставлять его вернуться под государственный контроль, есть лишь желание наказать те немногие 'подгнившие' элементы, которые излишне разбогатели во время приватизации государственного имущества в середине 90-х годов.
Ходорковский, которого обвинили в мошенничестве при приобретении компании-производителя удобрений, громко заявляет из тюрьмы, что это - политический процесс: по его мнению, Путин хочет нанести удар по нефтяным олигархам, как он уже сделал с газовыми олигархами в 'Газпроме', чтобы перевести на них политическое недовольство, сотрясающее страну, где треть населения живет ниже черты бедности в то время, как всего 100 человек, те самые олигархи, контролируют 25 % ВВП и позволяют себе эксцентрические выходки вроде покупки 'Челси' и дорогой недвижимости в Европе.
ЮКОС родился в 1985 году, когда тогдашний президент Борис Ельцин, по совету главы администрации Бориса Березовского, начал процесс приватизации государственных компаний: нефтяных, автомобильных, 'Аэрофлота', сталелитейных, легкой и тяжелой промышленности. Молодой Ходорковский, едва достигший тридцати, бывший заместитель министра нефтяной промышленности, завладевает компанией вместе Лебедевым, получив 51 % ее капитала за 350 миллионов долларов.
Никого не волнует, что эти деньги появились после исчезновения 50 000 вагонов с нефтью, как рассказывают в Москве, что коммерческий банк, которому поручено провести конкурс, 'Менатеп', принадлежит именно Ходорковскому и Лебедеву. Те времена не отличаются щепетильностью. В течение нескольких лет 350 миллионов становятся 13 миллиардами долларов (опустившимися до нескольких сотен миллионов после падения в эти дни), молодой технократ организует компанию западными методами, делает ее эффективной, может быть, даже слишком, применяя критерии 'налоговых раев' для того, чтобы уходить от непомерных налогов.
Все идет хорошо до прошлого года, когда Ходорковский узнает, что российские судебные органы собираются начать расследование обогащений 90-х годов и что ЮКОС стоит первым в списке. А ведь, как рассказал в своей книге журналист 'Форбса' Пол Хлебников - до того, как его убили несколько недель назад - именно олигархи способствовали приходу Путина к власти на выборах 2000 года - на условии, что не будут открываться досье по этому бурному периоду. После того, как договоренность была нарушена, олигархи пытаются противостоять Путину на политическом поле: так во время последних выборов они финансировали оппозицию. Но бывший полковник КГБ побеждает разбойным путем. Для ЮКОСа и его акционеров это означает начало конца.