Нефтяной король распорядился соединить его с Кремлем: Лорд Браун (Lord Browne), председатель Правления британского нефтяного гиганта ВР, позвонил в Москву. Напуганный сообщениями, что крупнейший российский нефтяной концерн ЮКОС будет разгромлен и, возможно, перейдет к государству, Лорд Браун хотел знать одно: предстоит ли такое же удовольствие и им? Для Лорда Брауна речь идет об инвестициях в размере 7,7 миллиардов долларов США. Это самые большие инвестиции, которые когда-либо делали в России. Столько концерн ВР выложил в прошлом году, чтобы создать вместе с российской нефтяной компанией ТНК совместное предприятие.
Письменных гарантий ему президент Владимир Путин дать не мог. Но глава ВР ответом был удовлетворен: 'У нас есть гарантии российского правительства, что у ТНК-ВР все будет хорошо'.
Дело ЮКОСа, не имеющий прецедента разгром крупнейшего российского нефтяного концерна, рыночная цена которого еще три месяца назад составляла 35 миллиардов евро, а сегодня, в зависимости от текущей ситуации, - 5 миллиардов евро, напугало международный деловой мир.
Впрочем, много шума вызывает в настоящее время последнее кадровое решение президента Владимира Путина: назначение Игоря Сечина - близкого к нему человека - главой российского нефтяного концерна 'Роснефть'. В Москве это рассматривается как недвусмысленный сигнал того, что Кремль все активнее и активнее будет вмешиваться в экономику. В частности, считается, что государственная компания 'Роснефть' в случае разгрома ЮКОСа очень выгадает. Говорят, что автором образцового плана по разгрому ЮКОСа является Игорь Сечин. 43-летний заместитель главы администрации Кремля является 'тенью' президента Путина. Сечин, как и Путин, родом из Санкт-Петербурга, выходец из самых глубин российской спецслужбы КГБ, все последние десять лет был заместителем нынешнего главы Кремля, какой бы пост тот ни занимал. Журнал 'Власть' называет его мозгами 'АО ФСБ'. ФСБ - это внутренняя контрразведка, которую возглавлял и Путин.
В качестве первой у концерна ЮКОС должна быть изъята дочерняя компания 'Юганскнефтегаз', его сердцевина. На предприятии из Западной Сибири работают всего 6000 человек, но оно добывает 62 процента всей нефти ЮКОСа и имеет 70 процентов всех его запасов. Если государство действительно намеревается взять управление компанией 'Юганскнефтегаз' на себя, то оно сразу же получит в свои руки крупнейший нефтяной концерн страны.
Экономические интересы так называемого АО ФСБ не ограничиваются одним только нефтяным бизнесом, принесшим в прошлом году в России суммарную прибыль в размере 20 миллиардов евро. Фирмы, близкие к Кремлю, проявляют активность также в прибыльном секторе сотовой связи. Компания 'Мегафон', солидный пакет акций которой, согласно не опровергнутым сообщениям средств массовой информации, имеет также супруга Путина Людмила, начав с нуля, заняла за два года третье место в этом секторе рынка.
АО ФСБ имеет интересы также в оборонной промышленности, являющейся одной их самых успешных экспортных отраслей. В прошлом году Россия отправила на экспорт через государственный концерн 'Рособоронэкспорт' оружие на сумму четыре миллиарда евро.
Назначение Сечина 'серым кардиналом' (газета 'Коммерсант') является 'очевидным сигналом того, что государство в будущем будет все активнее и активнее вмешиваться в экономику', говорит Алексей Мухин из Центра политической информации. 'Шансы, что 'Роснефть' получит ЮКОС на аукционе, разумеется, возросли', - подтверждает Стивен О'Сэлливон (Steven O'Sullivan), аналитик из московского инвестиционного банка ОФГ.
То, что в случае с ЮКОСом речь для Кремля идет не о соблюдении принципов правового государства, а о наказании, говорит Олег Вьюгин, глава Федеральной службы по финансовым рынкам. 'ЮКОС особая история. Компания вела себя слишком агрессивно на политическом фронте. Я не хочу утверждать, что она собиралась взять власть. Этого я не знаю. Но она достаточно активно преследовала свои деловые интересы и пыталась разрешать налоговые проблемы с помощью парламента. . . Трезво мыслящий человек скажет, что государственная власть не может такого позволить. Это потом и произошло'.
Неясно, останется ли дело ЮКОСа единичным случаем. Такие компании, как Siemens AG и E.On, задействуют в России крупные инвестиции. 'Сегодня ты должен держаться Кремля, - говорит представитель одной немецкой фирмы, - так как только тогда у тебя будет уверенность в безопасности, необходимой для твоих инвестиций'.
Безопасность инвестиций в России понятие относительное. Буквально только что Министерство внутренних дел конфисковало главный сервер Центрального московского депозитария. В нем депонированы акции 1500 компаний, через него ведется управление тремя миллионами частных счетов. Лучшая защита, говорит Алексей Заватюгин, ведущий специалист Министерства финансов, это сотрудничество с государством. В любом наблюдательном совете должен сидеть, по крайней мере, один представитель государства. Все равно участвует государство в капитале компании или нет. Заватюгин готов обосновать свою точку зрения: 'Представители государства могут быть более независимыми, чем представители других групп или корпораций. В конце концов, за ними мощнейшие силы, какие только можно себе представить'.
В руководстве ЮКОСа говорят, что концерн еще способен добывать нефть до начала августа. Затем добыча, вероятно, будет прекращена. Заморожены все активы концерна, долг ЮКОСа налоговым органам за 2000 год составляет 2,9 миллиарда евро, но таких свободных денег нет. ЮКОС, будто, парализован, поскольку все активы заморожены, и никто за рубежом не пойдет на кредитование концерна, находящегося в таком положении. Собственно, прибыльное предприятие оказалось на пороге банкротства. 'Нам нужно 13,5 и 62 часа, чтобы прекратить работу на скважинах', - подсчитал один из менеджеров ЮКОСа. И тогда предприятию, на котором работают 105000 человек, дававшему пять процентов российского внутреннего валового продукта и два процента мировой добычи нефти, конец.
В настоящее время ходят разговоры о том, когда же руководство ЮКОСа или кто-то из кредиторов даст ход конкурсному производству. ЮКОС, который считал себя 'лучшим предприятием в России' был слишком дерзок, его собственник Михаил Ходорковский слишком самоуверен и независим. Если бы 41-летний предприниматель захотел бы и сейчас вмешаться в политику, то Кремль поднял бы свои батальоны. Год назад был посажен в тюрьму ближайший сотрудник Ходорковского Платон Лебедев, в октябре прошлого года арестован Ходорковский. Оба сидят рядом в железной клетке московской тюрьмы 'Матросская Тишина'.