Распоряжение судебных приставов относительно дочерней компании 'Юкоса', последовавшее в среду, вызвало взлет цен на сырую нефть марки 'Брент' до уровня почти в 40 долларов за баррель. Такой цены на нефть мир уже не помнит со времен паники октября 1990 г.
Тогдашняя паника была вызвана тем, что биржевые трейдеры узнали о захвате Кувейта саддамовскими войсками. На сей раз официальные власти, ведя вендетту против олигархов, возглавляющих 'Юкос', распорядились наложить арест на активы компании, что, по сути, лишает ее возможности отгружать и нефть, и газ. Валовой объем нефтедобычи 'Юкоса', равный 1,7 млн. баррелей в сутки, эквивалентен тому, что добывается в Кувейте.
Россия в настоящее время является вторым по величине мировым экспортером нефти и основным поставщиком нефти в Китай, который ныне является самым активным в мире импортером жидких углеводородов. В то время как Запад с озабоченностью взирал на ситуацию в Персидском заливе, последствия решения задач внутренней политики Владимиром Путиным неожиданно стали представлять прямую угрозу как для поставок нефти на мировые рынки, так и для развития мировой экономики в целом.
Времена меняются, хотя и не столь быстро. Угроза со стороны руководства 'Юкоса', касавшаяся возможности прекращения отгрузки нефти, сохраняла актуальность сутки - до того момента, когда российский Минюст не внес 'уточнения' в приказ судебных приставов. Однако в России подобные чудеса могут произойти в любой момент, и длятся они не один день.
В июле 1990 г. нефть марки 'Брент' торговалась по цене ниже уровня 20 долларов за баррель и опустилась ниже отметки в 20 долларов уже к февралю следующего года. На сей раз, однако, на протяжении целых трех лет отмечалась устойчивая тенденция постоянного повышения цен на нефть. В течение всего этого года цена на черное золото практически не опускалась ниже уровня 30 долл. за баррель.
Цены на нефть марки 'Брент' лишь ненамного снизились по итогам вчерашних торгов. Вместе с этим и давление на мировые рынки лишь ненамного упало.
Нефть является предметом махинаций вокруг объемов добычи со стороны нефтяного картеля ОПЕК и массовой спекуляции со стороны банков и 'хеджевых' инвестиционных фондов. Тут трудно гадать, какой могла бы быть мировая цена на нефть, если бы все решали рыночные механизмы спроса и предложения. Она, однако, как я полагаю, не упала бы, поскольку в ОПЕК решили, что в свое время недооценили потребность в нефти со стороны КНР, и стали в срочном порядке наращивать поставку сырой нефти в таких объемах, которые только мог себе позволить каждый из столь разношерстных членов этой организации.
Редко когда вопрос о ценах на нефть стоял столь остро, как на этой относительно ранней стадии цикла экономического развития. Одной из главных причин, почему экономический рост в 90-х гг. смог продлиться столь долгое время, заключается в том, что цены на сегодняшний товар ? 1 сохранялись на относительно низком уровне. Ведущие экономики зоны евро выглядели бы намного крепче и здоровее, если бы цены на нефть были бы на том же уровне, что и в те годы.
Та же тенденция прослеживается на примере многих других видов сырьевой продукции, включая металлы. Даже цены на продовольствие на международных биржах резко пошли вверх перед тем как несколько опуститься в последние месяцы.
Объяснение этому заключено в одном коротком слове - Китай. Самая густонаселенная страна мира демонстрирует такие производственные показатели и объемы товарооборота, что эта страна вполне заслужила того, чтобы Большая Семерка наиболее развитых в промышленном отношении стран мира превратилась в подлинную Большую Восьмерку. Вместе с тем эта страна остается настолько бедной, что имеется большой задел для быстрого экономического роста, и еще на протяжении жизни, по крайней мере, одного поколения экономический спад или крах ей не грозит.
Ненамного отстает от КНР ее сосед Индия, хотя до настоящего времени она оказывала меньшее влияние на мировую экономику, поскольку экономический рост в этой стране не связан напрямую с наращиванием темпов промышленного производства - поэтому импорт товаров в эту страну носит более умеренных характер. Ряд других бедных стран с большим по численности населением, также оказывают растущее влияние на ход развития мировой экономики.
Впервые за более чем сто лет с момента прихода Америки в большую политику и открытием золотых копей в Южной Африке, тон в ходе развития мировой экономики задают не самые развитые страны мира. Рост экономик этих стран, производящих дешевые промышленные изделия и дорогие сырьевые товары, представляет большую проблему для стран Западной Европы.
В 70-е и 80-е гг., когда цены на нефть пошли вверх, выручка от ее продажи осела главным образом на банковских счетах стран Персидского залива, монархов и эмиров, на определенное время оставив мировую экономику на голодном пайке без свободных денежных средств - пока финансовые ресурсы не были возобновлены. В известной мере, подобное положение сохраняется и по сей день. Ситуация в мире, где сохраняются высокие цены на сырьевые товары и низкие на промышленные, чревата постепенным изменением в мировой расстановке экономических сил. Россия вполне может стать новой Канадой и даже новой Америкой. Южно-американские и даже африканские страны вполне возможно сумеют увидеть в производимом у них сырье и урожае с полей источник силы, а не неустойчивого развития, как это происходит ныне.
Создается впечатление, что президент Путин и его окружение сильно далеки от подобной перспективы. Кремль не хочет перекрыть нефтяную трубу 'Юкоса', однако, похоже, нацелен на разрушение главной надежды России на то, чтобы иметь у себя в стране одного из крупнейших мировых производителей нефти. Развитие отрасли заторможено, а приток инвестиций неуклонно сокращается, что обещает продлиться еще неопределенное время, и грозит отбросить нефтяную промышленность России в разряд второстепенных нефтяных держав - в один ряд с Венесуэлой.
Считается, что российские власти хотят вернуть в государственную собственность весь или большую часть 'Юкос' с тем, чтобы сделать концерн 'Роснефть', который по-прежнему находится в руках государства, главным национальным производителем нефти. Сделать это имеет смысл лишь в том случае, если у России имеются скрытые намерения присоединиться к организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, вместо того, чтобы заниматься исключительно экспортом нефти, газа и других природных ресурсов, призванных служить главным генератором экономического роста в стране. Россия могла бы стать ведущей мировой военной державой, вносящей свой вклад в дело политической стабильности. Однако, у нее по-прежнему не хватает чувства экономической ответственности в общемировом масштабе, которое должно в обязательном порядке присутствовать у восьмого члена Большой Восьмерки. Так, несмотря на шаги, предпринятые с тем, чтобы заручиться поддержкой Евросоюза, Россия, похоже, еще далека от вступления во Всемирную торговую организацию.
КНР же со своей стороны сумела повлиять на расклад сил в этой организации. Прибавив свой вес к ряду других государств, - не входящих в круг стран, близких к США, не относящихся к ЕС и Японии - она, как можно наблюдать, смогла изменить расстановку сил в ВТО.
Какие бы решения в области либерализации торговли ни были приняты в ходе нового раунда переговоров, которые пройдут в Дохе, после завершения переговоров, происходивших на этой неделе в Женеве, изменилась сама обстановка на этих переговорах. Даже после шока, испытанного в Сиэттле, и обещанного 'раунда по проблемам развития' в Дохе, на Западе в этом усматривают уступку наиболее бедным и менее развитым в экономическом отношении странам. Наиболее важное из принятых решений заключается в том, что признается необходимость более широко открыть рынки стран со среднеразвитой экономикой для финансовых услуг США и ЕС, защитить права иностранной собственности кампаний и обеспечить режим равноправия при решении различных вопросов.
Вместо подобной повестки дня новый полюс силы внутри ВТО настоял на том, чтобы вопросы, относящиеся к прекращению практики субсидирования сельскохозяйственного экспорта, и более широкой открытости рынков богатых стран, были включены в повестку дня каждого раунда переговоров в качестве приоритетных. Подобные требования имеют целью поднять цены на продукцию конкурентоспособных производителей - как среди бедных, так и богатых стран - и при этом не поднимать цены на продукты питания на потребительском рынке Западных стран. Подобная политика сможет оказать слаборазвитым странам гораздо больше пользы в деле экономического развития, чем любая иностранная помощь.
Возможно, мы за двадцать лет этого и не заметили, но в мировой экономике происходят изменения. Наступит день, когда вместо пары локомотивов, тащащих за собой длинный товарный состав, у каждого региона для этого появятся свои собственные мощные трейлеры.