От профессора Падмы Десаи.
Сэр, публикуемые на этих страницах сильные аргументы по поводу судьбы российской нефтяной компании "ЮКОС" и ее бывшего председателя Михаила Ходорковского разводят участников дискуссии по разным лагерям. Очевидно, что Анатоль Ливен (Anatol Lieven) не сумел доказать, что "управляемая демократия" президента Владимира Путина отвечает интересам модернизации России и идет во благо российскому народу (23 июля), не вызвав гнева некоторых из тех, кто считает, что в данном случае имеет место манипулирование российской судебной системой.
Высказывая мысль о том, что потенциальное разрушение "ЮКОСа" ставит правительство "над законом", Евгений Ясин, один из ведущих российских реформаторов, в опубликованной 29 июля статье "Намеренное разрушение 'ЮКОСа' - это сигнал для нас: трепещите!" хотел бы, чтобы мы не обратили внимания на тот факт, что российские олигархи накопили свои огромные состояния сомнительными путями; что г-ну Ходорковскому, главе крупнейшей в России и самой успешно действующей компании, следовало бы проявить больше здравого смысла, когда он выступил против могущественного российского государства; и, прежде всего, что, получив выгоды от несовершенного законодательства, благодаря которому они стали миллиардерами, олигархи хотели бы, чтобы судебная власть была справедливой в распутывании их последующих правовых затруднений.
Остается фактом, однако, что взгляды г-на Путина на переход России к либеральным порядкам отличаются от взглядов Бориса Ельцина. Если президент Ельцин твердо верил в то, что демократия и свободные рынки совместимы, то президент Путин видит необходимость усиления могущества государства для того, чтобы продвигать вперед рыночные реформы. В таком случае возникает вопрос: не превратит ли консолидация политической власти российского президента в чистокровного автократа?
На мой взгляд, вызовы, стоящие перед г-ном Путиным и его преимущественно реформистским правительством, сегодня более серьезны, чем прежде, хотя политическая оппозиция усмирена. В теперешней фазе власть предержащим придется напрямую столкнуться с рядом влиятельных лобби, в числе которых бюрократия, российский Большой Бизнес, монопольный банковский сектор и военные.
Если рассматривать ситуацию под углом зрения борьбы государства с влиятельными лобби, то можно утверждать, что нынешняя ситуация в России напоминает Америку начала 20-го века, когда в переходный период заключались компромиссы в виде дополнительной порции нелиберальной политики в обмен на либеральные реформы, способствовавшие энергичным, конкурентным рынкам.
Подпись: Падма Десаи, профессор в Институте Глэдис и Роланда Гарриманов (Gladys and Roland Harriman) и директор Центра экономики переходного периода при Колумбийском университете Нью-Йорка (Center for Transition Economies, Columbia University, New York)