Лесные пожары, - на сей раз огонь бушевал в Красноярском крае, - наносят огромный ущерб этому природному ресурсу, в изобилии имеющемуся в России, но которому тоже в один прекрасный день может прийти конец. Уничтожение тайги вдохновляло таких художников как Василий Поленов, написавшего в 1881 г. картину 'Выжженный лес', которая в настоящее время выставлена в Лондонской национальной художественной галерее. Раскинувшийся на бескрайних просторах русский лес, воспевали в своих произведениях Борис Пастернак и Антон Чехов.
Плотник с Украины, по имени Александр, - человек думающий. Он работает с деревом всю свою жизнь. Александр идет по тихим лесным дорожкам подмосковной усадьбы Архангельское, слегка нахмурив брови. Все в окружающем его идиллическом пейзаже говорит об умиротворенности природы.
Когда-то это имение принадлежало князьям Голицину и Юсупову - богатейшим русским аристократам дореволюционной эпохи. Сама усадьба, построенная в 18 в., и имение, хотя и находятся в запущенном виде, до сих пор пользуются репутацией 'райского уголка'.
Километр за километром раскинулся красивый смешанный лес - здесь посажены липы и лиственницы, растут белоствольные березы и высокие сосны. Земля под кроной деревьев застлана разноцветным ковром из лютиков, незабудок и других лесных цветов, освещенных мерцающим солнечным светом, пробивающимся сквозь толщу листвы.
Расположенное всего в 20 км к западу от Москвы Архангельское с его большим парком и старым лесом, кажется, находится на другом конце света по отношению к бетонным уродинам и безвкусным ларькам и торговым павильонам ближайшей станции метро - Тушинской.
Между тем вид у Александра, услугами которого воспользовались при проведении работ по реставрации усадьбы, которая должна засиять в своем первоначальном блеске, озабоченный. Хотя лес и охраняется государством, строительные компании стали активно отхватывать от него куски под коттеджную застройку - строительство загородных домов для богатых россиян.
Плотник по профессии Александр твердо убежден в необходимости сохранения лесов. Он считает, что этот природный ресурс должен быть надежно защищен. 'Мы должны любой ценой защитить это заповедное место', - говорит Александр. 'Оно бесценно, но может стать таким, как и все вокруг. Понастроят тут ресторанов и казино. . .'
На протяжении веков густые леса России воспевались поэтами и писателями - такими как Борис Пастернак и Антон Чехов - и служили предметом изображения на картинах великих русских художников-пейзажистов. 'От Красноярска до Иркутска на бескрайних просторах раскинулась тайга, - писал в 1890-е гг. А. П. Чехов. - Есть ли им предел? Когда стоишь не вершине горы все вокруг . . . - сплошные густые леса. Даже дрожь берет'. Простые русские люди боготворят лес за его высокую безмятежную духовность, за щедрые урожаи лесных ягод и грибов. Леса - неотъемлемая часть русской души, национального самосознания.
Однако в новой России, которую строит Владимир Путин, будущее 'легких Европы' внушает опасения. Российские власти, - многие представители которой рассматривают лес в качестве еще одного природного ресурса, наравне с нефтью, газом и драгоценными металлами - ломают головы над тем, как им выдавить побольше денег из миллионов сосен и берез, которые покрывают 70 процентов территории самой большой страны мира.
Соображения экологии в списке приоритетов у государственных чиновников на последнем месте. Ими движет только одна - главная и преобладающая в современной России - страсть: страсть к наживе.
Лесные пожары, заражение деревьев вредителями, бессистемное управление лесным хозяйством, стремительно увеличивающиеся объемы незаконной вырубки, а теперь и перспектива приватизации означают, что один из самых ценных мировых природных ресурсов ныне находится под угрозой. 'Леса России представляют собой огромную ценность, - утверждает Ричард Эйштон (Richard Aishton) - директор московского представительства Института устойчивых сообществ, специалист по российскому лесу.
- Двадцать два процента мировых лесных ресурсов сосредоточены в Сибири. Здесь не встретишь того биологического разнообразия видов, которое присутствует в тропических дождевых лесах, но тем не менее они представляют огромное значение для всего мира. И если погубить эти леса, земля потеряет способность поглощать двуокись углерода и бороться с последствиями глобального потепления. Они представляют собой ценнейший ресурс, обладающий огромным значением с точки зрения биологии, экологии и экономики, но в хрупком обрамлении. Над лесами в настоящее время нависла серьезная угроза'.
Законопроект, согласно которому управление лесным хозяйством России должно радикальным образом измениться, уже подготовлен и в настоящее время рассматривается в правительстве. И хотя, то, каким он будет в окончательной редакции, пока остается неизвестным, скорее всего в нем будет допускаться приватизация леса. В одном из вариантов законопроекта предлагалось разрешить компаниям покупать землю под лесом при условии, что они ее арендовали в течение 15 лет. Скорее всего, разрешено будет и строительство в лесных, а значит природоохранных зонах. Отчасти объяснением этому служит желание пойти навстречу жадной потребности разбогатевших на нефти россиян возводить на лесных участках по всей стране свои дачи-дворцы.
Лесозаготовителям будет разрешено увеличить объемы вырубки. Многие люди в стране обеспокоены перспективой ограниченной возможности посещения лесов - которые всегда были в государственной собственности - считая, что доступ туда будет затруднен.
Многие полномочия региональных лесхозов - комиссий по лесоустройству - будут переданы федеральному центру. Условия и требования для аренды лесов будут существенно упрощены и облегчены. Это делается в угоду крупным лесозаготовительным предприятиям, которым, в соответствии с новым законом, будет разрешена 99-летняя аренда (вместо ныне существующей 49-летней). В правительстве говорят, что новый закон может быть утвержден Госдумой в сентябре и к концу года уже вступит в силу.
Г-н Путин пообещал удвоить в течение 10 лет ВВП и вырвать миллионы людей из бедности. Для этого ему нужны большие финансовые ресурсы. Взоры государственных руководителей устремились к огромным по размерам российским лесам. Материальная выгода от их продажи заставляет их потирать от удовольствия руки.
Согласно данным российского министерства природных ресурсов, протянувшиеся из Европы в Азию леса покрывают огромную территорию в 1,18 млрд. гектаров (4,5 млн. кв. миль). Согласно некоторым данным, они поглощают 15 процентов двуокиси и одноокиси углерода, образуемых на земле. По этому показателю они уступают только ливневым лесам в долине реки Амазонки.
Эти леса также являются местом обитания редких видов фауны и флоры, таких, например, как дальневосточный леопард, сибирский тигр, сибирский кедр и корейский кедр. Однако, при том, что страна обладает огромными лесными богатствами, государство не в состоянии эффективно с экономической точки зрения ими распорядиться. Подсчитано, что 25 процентов вырубленного леса остается гнить в местах вырубки - результат печального наследия советской практики нормирования вырубки. И сейчас лесозаготовителей штрафуют, если они не придерживаются квот на вырубку.
Производственные показатели также на низком уровне. В то время, как Россия обладает четвертью мировых запасов деловой древесины, доля ее экспорта в общемировом масштабе составляет лишь 3%. При правильной организации дела, страна могла бы производить ежегодно 550 млн. куб. м древесины, а производит не более 150 млн. куб. м, согласно официальной статистики. На финансовом языке это означает, что Россия могла бы ежегодно экспортировать лес, бумагу и лесоматериалы на сумму 55 млрд. фунтов, а экспортирует лишь на 2,5 млрд.
Что касается вопроса о приватизации лесного комплекса, то лесные угодья, подлежащие приватизации, оцениваются в 90 млрд. фунтов. Государству не терпится ограничить практику поставки необработанной древесины за рубеж, обеспечивающие низкую норму прибыли, и приступить к капитальной переработке древесины на месте, к производству пиломатериалов, мебели. 'Огромная часть древесины, которую сейчас продает Россия, продается в необработанном виде как сырье. В результате в стране никто не получает добавочной стоимости от ее переработки, - объясняет г-н Эштон. - Это русский лес и должен быть использован для пользы русских'.
Критики между тем обеспокоены тем фактом, что разочарованность России тем, как в стране ведется управление лесохозяйственным комплексом, может привести к тому, что будет принят новый закон, в котором вопросы экологии вообще никак не будут присутствовать, либо будут освещены лишь в малой степени. По новому закону, 'даже не устанавливается орган, ответственный за защиту окружающей среды, не прописано кто и каким образом будет финансировать природоохранные мероприятия', - подчеркивает Алексей Ярошенко, представитель российского отделения международной экологической организации 'Гринпис'.
'В будущем будет труднее создавать природоохранные заповедные зоны, и мы обеспокоены тем, что они вообще не будут создаваться', - говорит г-н Ярошенко. Он также обеспокоен тем, что государство собирается отдать леса в аренду тем, кто заплатит самую высокую цену на аукционе, и отойдет от существующей системы, при которой учитываются другие вопросы, в частности, воздействие на окружающую среду. 'Цена аренды превратится в единственный фактор, принимаемый во внимание. В настоящее время существуют условия, которые необходимо соблюдать при аренде леса, а в будущем это будет лишь вопрос денег. Фирма, которая заплатит больше других и получит право на аренду'. Эколог считает также, что простые люди уже не смогут, как прежде, воспользоваться дарами леса - лакомиться лесными ягодами - по традиции, которая насчитывает уже не одну сотню лет. 'Важно, чтобы у народа была возможность посещать лес, ходить по грибы и ягоды. Это особенно важно для жителей малых деревень'.
Хотя не все выступают против приватизации лесов. Г-н Эйштон считает, что подобная приватизация в случае ее правильной организации (в чем он сомневается), могла бы пойти на пользу. Он считает, что лесная отрасль России нуждается в реформировании. 'Все дело в том, кто завладеет этой отраслью. Это как игра в кости'. Он настроен менее пессимистично и считает, что если приватизация все же произойдет, она будет происходить постепенно и на первых порах будут приватизированы лишь относительно небольшие участки.
И не только плохо продуманное реформирование лесного хозяйства представляет угрозу для лесов России. 'Им серьезно угрожают пожары. Миллионы квадратных акров выгорают каждый год в России по той простой причине, что кто-то развел в лесу костер и жарил шашлыки. Похоже на шутку, но это не шутка - 95% всех лесных пожаров происходят по вине человека'.
С приходом лета по всей России чадят удушливым дымом тысячи костров. Вдоль железнодорожных путей, идущих из Москвы по обе стороны чадят костры - это излюбленный способ местных жителей утилизировать отходы. 'Прибавьте к этому урон, который наносит лесам непарный шелкопряд, и незаконную вырубку со стороны Китая и Северной Кореи, и вы поймете, какое давление оказывается на лес', - замечает г-н Эштон.
По некоторым оценкам Россия теряет ежегодно порядка 16,5 млрд. долларов от торговли незаконно вырубленным лесом с КНР, Японией, скандинавскими странами и другими государствами. Считается, что 30 процентов от валовой вырубки леса в стране носит нелегальный характер.
Метод незаконной вырубки практически не претерпел изменений. Перекупщики подгоняют ночью большую фуру, валят лес и отвозят его в Китай или еще куда-то, по пути подкупая охочих до валюты российских пограничников. Г-н Эшли, который работал с российской лесной промышленностью на протяжении последних 16 лет и посетил множество лесозаготовительных пунктов по всей стране, утверждает, что лесному хозяйству уже нанесен большой урон.
'Я просто ошеломлен тем, насколько велики размеры территорий, на которых сведен лес. Это хорошо видно с воздуха и при поездке на автомобиле. Посмотрите на снимки, сделанные из космоса, и вы увидите перед собой пейзаж, напоминающий огромное лоскутное одеяло. Вы будете поражены, как много леса уже вырублено'. А восстановление леса в стране с продолжительной морозной зимой - дело не одного десятка лет.
В России используют главным образом метод естественной регенерации, предпочитая его искусственным посадкам. На то, чтобы дереву достичь полной высоты и силы, требуется сто лет. Угроза нависла не только над сибирскими лесами. По заявлению экологов и защитников окружающей среды, лесные участки в Подмосковье и под Петербургом незаконно сводятся пугающими темпами - чтобы расчистить место под все те же дачи.
Участники акций протеста заявляют, что дело доходит до того, что неразборчивые в средствах строительные компании, занимающиеся застройкой загородных участков, намеренно заражают леса термитами, чтобы получить право на законное сведение леса и вести коттеджную застройку в ранее охраняемых лесных зонах.
Представители 'Гринпис' заявляют, что политика России в области лесопользования носит характер подлинной катастрофы. 'Ни одна страна не может сравниться с Россией по числу чиновников, занятых в лесной отрасли (их насчитывается ок. 25 тыс. чел.). В стране сложное лесное законодательство. Оно настолько сложно и запутано, что даже чиновники, работающие в лесном ведомстве, с трудом разбираются во всех тонкостях текста, насчитывающего 10 тыс. страниц'. Последствия краха государственной политики в области лесопользования, по мнению 'Гринпис', поистине катастрофичны.
'Последствия хорошо известны: лесные поселения людей, оставшихся без работы, зарплаты, которых едва хватает на хлеб и воду, устаревшая техника и невыносимо тяжелые условия работы'. Средств на защиту и сохранение лесов постоянно не хватает. В результате в лесах полыхают пожары, вдоль лесных дорог лежат горы мусора, и ведется активная незаконная вырубка. В срочном порядке должно быть осуществлено перераспределение денежных потоков. 'Иначе через 10-20 лет лесная промышленность России перестанет существовать'.
В стране, где правительство резко сокращает социальные льготы для более 100 миллионов человек, и намерено при этом увеличить на треть закупки произведенных в стране вооружений для нужд армии, судьба старых российских лесов явно не входит в число первоочередных задач.