Из-за растущего беспокойства в связи с количеством детей, приобретающих алкогольную зависимость, российский парламент готовится принять закон, запрещающий рекламу пива на телевидении с 7 утра до 10 вечера.
Кроме того, согласно новому закону [так в тексте. Речь идет о поправках к закону 'О рекламе' - прим. перев.], в рекламе этого напитка запрещается использовать образы людей, животных и персонажи мультфильмов; она также не должна создавать впечатления, что пиво помогает достичь успеха в жизни, ведет к улучшению здоровья или умственных способностей, и утоляет жажду. Рекламу пива нельзя будет размещать на первых и последних страницах газет и обложках журналов.
Ожидается, что Дума - нижняя палата парламента - примет закон в четверг.
Это важный шаг для страны, где пиво рассматривается почти как безалкогольный напиток. Прошлой осенью в Москве открылась клиника для лечения детей-алкоголиков, а высокопоставленные представители органов здравоохранения сообщают, что количество детей до 14 лет, имеющих зависимость - чаще всего алкогольную - за последние 10 лет выросло с 6300 до 22000.
'Привлекательная, навязчивая и агрессивная реклама пива превращает его в крайне привлекательный продукт для потребления', - заявил депутатам глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев.
Эта мера принимается в тот момент, когда популярность пива в России переживает стабильный рост. Среднегодовое потребление пива на душу населения в стране увеличилось с 37 литров в 1999 г. до 51 в 2003 г.: Россия - один из самых энергично растущих рынков в мире.
В России пиво, даже если оно содержит до 9-11% алкоголя, считается слабоалкогольным напитком, а потому его продажа, в отличие от водки или виски, практически ничем не ограничена. Пиво можно купить практически везде, в любое время; его сплошь и рядом можно увидеть в руках пассажиров городского транспорта, направляющихся утром на работу, или школьников, возвращающихся домой после уроков. Поллитровые бутылки пива, по цене в 20-30 рублей (37-56 пенсов) за штуку, красуются на прилавках точек быстрого питания и полках уличных киосков рядом с минеральной водой и соком.
Столь же непринужденное отношение к пиву наблюдается и в телевизионной рекламе. В одном ролике Альберт Эйнштейн никак не может вывести свою формулу, пока не прибегает для вдохновения к помощи бутылки пива. В другом белые медведи отмечают удачную рыбалку ледяным пивом.
Пивовары противятся новому закону, заявляя, что они тоже против детского алкоголизма, но реальная проблема заключается не в телерекламе. Вячеслав Мамонтов, глава Союза российских пивоваров, заявляет: 'Мы выступаем за запрет продажи пива лицам моложе 18 лет'. По его словам, Дума пытается отвлечь внимание от непопулярного законопроекта о замене социальных льгот денежными выплатами, который также внесен в повестку дня на этой неделе. 'То, что дети пьют пиво - это не проблема пивоваров. Это социальная проблема', - утверждает он.
Хотя, как ожидается, запрет на рекламу должен вступить в силу в ближайшее время, пиво останется в свободной продаже. Первоначальный законопроект, внесенный в 2001 г., предусматривал признание крепких сортов пива алкогольным напитком, чтобы ограничить торговлю ими: под категорию собственно 'пива' должны были попадать сорта, содержащие не более 6% алкоголя. Но эти положения законопроекта были отклонены.
По официальным данным, 2,2 миллиона россиян имеют проблемы с алкоголем. Среднестатистический россиянин потребляет 15 литров чистого спирта в год - это один из самых высоких показателей в мире.
Считается, что алкоголь - одна из причин снижения средней продолжительности жизни в стране после распада СССР до уровня ниже 60 лет. По некоторым оценкам, каждый седьмой россиянин является алкоголиком.