4 августа 2004 года. "Окна возможности" не остаются вечно открытыми, чего, кажется, не понимает президент Узбекистана Ислам Каримов. Нападения террористов-самоубийц на посольства США и Израиля в узбекской столице Ташкент на прошлой неделе должны бы подтолкнуть г-на Каримова к тому, чтобы он разрешил существование мирной общественной оппозиции его режиму и тем самым лишил радикальных исламистов их инструмента для рекрутирования новых последователей.
После 11 сентября (2001 года - прим. пер.), в результате свержения талибского правительства в соседнем Афганистане исламские оппоненты режима Каримова лишились убежища и поддержки для своих периодических вооруженных вылазок в Узбекистан. Сотрудничество Ташкента с Вашингтоном, в особенности разрешение Соединенным Штатам использовать для своих региональных операций военную базу Карши-Ханабад, принесло режиму Каримова сотни миллионов долларов военной и экономической помощи.
Это должно было бы подтолкнуть г-на Каримова к тому, чтобы, чувствуя себя в достаточной безопасности, открыть двери для группировок, надеющихся развивать демократию на земле авторитарного правления. Ему следовало бы позволить сформироваться политическим партиям и появиться независимым законодательной и судебной системам. Еще не поздно осуществить эти реформы.
Что более важно, ему следует ослабить ограничения на мечети в стране, где 90% 25-миллионного населения являются мусульманами. Это дало бы умеренным возможность молиться с религиозными лидерами, которых выбрали они сами, а не правительство, что снизило бы мотивацию к вступлению в подпольные исламские группировки, которые учат, что единственно возможным вариантом действий является насилие.
Г-н Каримов обвинил исламских фундаменталистов в почти одновременных нападениях на иностранные посольства и здание Генеральной прокуратуры в столице. После смерти во вторник одного из полицейских, охранявшего посольство США, общее число жертв взрывов достигло семи человек, включая и троих нападавших.
Президенту в самом деле угрожают радикальные исламистские группировки, однако его регулярные облавы на подозреваемых, приводящие к аресту сразу сотен людей, многие из которых, как кажется, не имеют отношения к террористическим организациям, но могут стать его политическими противниками, только лишь усугубляют ситуацию. Г-н Каримов выдает все свои репрессивные меры за свою собственную "войну с террором", но совершенно очевидно, что это неправда. Это неуклюжее извинение является пережитком тех времен, когда г-н Каримов был коммунистическим правителем, а Узбекистан - частью Советского Союза. Кажется, что он так и не поменял своих авторитарных привычек.
Государственный департамент США признал, что ситуация с правами человека в Узбекистане из рук вон плохая (широкие аресты, непонятные смерти заключенных), когда в прошлом месяце объявил, что, возможно, сократит помощь Ташкенту, на которую выделяется 18 млн. долл. Это должно послать г-ну Каримову сообщение, что ему следует менять политику. Это решение никак не повлияет на дополнительную помощь частных организаций в размере 37 млн. долл. на создание основ демократии и улучшение здравоохранения. Это стоящий подход, основанный на принципе "кнута и пряника". Г-ну Каримову следовало бы призадуматься над судьбами деспотичных правителей, которые слишком сильно "закручивали гайки". Для начала следует вспомнить Иран и шаха.