Москва, 4 августа 2004 года (Reuters). В среду президент Грузии отдал своим войскам приказ стрелять по российским прогулочным судам, направляющимся к черноморским курортам мятежного грузинского региона, что вызвало необычно бурную реакцию Москвы.
Субтропическая Абхазия и другой мятежный регион, Южная Осетия, являются сильными раздражителями в отношениях между двумя государствами с тех пор, как в результате военных действий в 1992 и 1993 годах они вышли из подчинения грузинского правительства. Тбилиси заявляет, что Москва поддерживает сепаратистов.
Отношения на короткое время улучшились после того, как грузинский президент Михаил Саакашвили в результате бескровного переворота против Эдуарда Шеварднадзе в ноябре получил власть при молчаливой поддержке Москвы.
Но этот медовый месяц вскоре закончился, поскольку г-н Саакашвили, моложавый лидер с влиятельными связями в Вашингтоне, в последние недели дает понять, что вслед за изгнанием сепаратистской администрации в третьем мятежном регионе, Аджарии, намерен восстановить контроль Грузии над Абхазией и гористой Южной Осетией.
Вечером во вторник г-н Саакашвили предостерег тысячи российских туристов, которые прибывают морем на разоренные войной, но исключительно дешевые абхазские курорты, чтобы те там не появлялись.
"Мы будем немедленно открывать огонь и топить любое судно, которое войдет в воды Абхазии, - сказал он в транслировавшемся по телевидению выступлении. - Я хотел бы, чтобы российские туристы обратили внимание на мои слова".
Реакция России на заявление г-на Саакашвили, который частенько угрожал применить силу против того, что ему представляется российскими имперскими планами в этой маленькой кавказской стране, последовала незамедлительно.
"Российские граждане имеют право сами выбирать, куда им ехать отдыхать, - сказано в заявлении Министерства иностранных дел России. - В соответствии с международными законами, подобные меры, в случае их осуществления, будут рассматриваться как враждебные акции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Российская сторона предупреждает, что любые попытки нанести вред здоровью или угрожать жизни российских граждан получат необходимый отпор".
В мае Москва уступила, когда г-н Саакашвили, 37-летний юрист, получивший образование в США, вернул под контроль Грузии черноморский регион Аджария, который поддерживал тесные связи с высокопоставленными российскими официальными лицами.
В отличие от Абхазии, где десятилетие назад сражения были особенно кровопролитными, и от Южной Осетии, население Аджарии этнически близко населению остальной Грузии, а ее лидеры никогда не выдвигали требования независимости.
Но население Абхазии и Южной Осетии, отчасти в силу послевоенных миграций, является преимущественно негрузинским, а многие жители этих провинций имеют российские паспорта.
"Заявления подобного рода показывают, что в Тбилиси начали терять чувство реальности современного мира, в котором они живут", - сказано в заявлении Министерства иностранных дел России по поводу угроз г-на Саакашвили в адрес Абхазии.
В Южной Осетии, где грузины и осетины обвиняют друг друга в сосредоточении войск в зоне конфликта, патрулируемой российскими миротворцами, один ведущий российский парламентарий сказал, что во время посещения им данного региона его автомобиль попал в засаду.
Андрей Кокошин сообщил российским новостным агентствам, что неизвестные обстреляли его автомобиль неподалеку от столицы Южной Осетии, города Цхинвали, где он расследовал поступившие сообщения о нарушении мирного соглашения между грузинами и осетинами от 1992 года. В ходе этого инцидента никто не пострадал.
Грузия отрицала причастность к нападению на г-на Кокошина, который совершал поездку в сопровождении российских миротворцев и югоосетинских официальных лиц.