МОСКВА, 4 августа. В эти летние дни в России стало понятно, какую ценность представляет для Кремля полновесное большинство в парламенте. Несмотря на яростные протесты пенсионеров на московских улицах и критические оценки многих экспертов, Государственная дума без проволочек одобрила самую решительную социальную реформу постсоветских времен. Максимум, что удалось оппозиции, - это оттянуть голосование до вечера вторника. В конце концов, 304 представителя кремлевской партии 'Единая Россия' все равно проголосовали за реформу во втором чтении, и только 120 коммунистов, националистов и независимых депутатов высказались против принятия нового закона. Третье чтение в четверг - чистая формальность. В воскресенье Совет Федерации - верхняя палата парламента - утвердит законопроект простым кивком головы.
С одной стороны, большинство сенаторов и губернаторов не поддерживают реформу, в соответствии с которой денежные дотации ветеранам войны, инвалидам или жертвам сталинских репрессий будут финансироваться из региональных бюджетов. Однако сегодня уже никто не решится возразить президенту и его администрации. 'Кремль превратил Думу и Совет Федерации в машину для голосования. Никто не отважится предпринять что-либо против воли Кремля', - цитирует газета 'Moscow Times' слова одного из представителей верхней палаты.
Переработанный текст закона, занимающий 761 страницу, депутаты получили за 20 часов до голосования и при всем желании не могли его внимательно изучить. Перед этим комиссия по бюджету в ходе марафонского заседания рассмотрела около пяти тысяч поправок. Как отметил один из депутатов в эфире радиостанции 'Эхо Москвы', в среднем на обсуждение каждой поправки пришлось от 30 секунд до полутора минут. Поправки, предложенные оппозицией, были отклонены.
В итоге, лишь немногие депутаты имели представление о том, за что же они, собственно, проголосовали. '90 процентов парламентариев не знают, что происходит, и нет никаких шансов, что они это узнают', - заявил коммунист Сергей Решульский. Кремлевская партия 'Единая Россия', недолго думая, раздала своим представителям пояснительные брошюры, чтобы народные избранники смогли ответить журналистам и гражданам хотя бы на некоторые вопросы по поводу реформы. Из брошюры можно, в частности, узнать, что 'богатые российские бизнесмены платят журналистам за то, чтобы те плохо отзывались о законе - платят деньгами, отнятыми у народа'.
Эксперты не отрицают, что социальные реформы необходимы. Кремль хочет отменить бесплатные льготы, которые были введены еще в сталинские времена или в начале девяностых годов. Это бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатная телефонная связь, дотационное жилье, право на санаторное лечение, бесплатное лечение в больницах или бесплатные лекарства для социальное незащищенных семей, а также для тех, кто имеет особые заслуги. Речь идет о пенсионерах, ветеранах Второй мировой войны, ветеранах труда, героях Советского Союза, людях, переживших блокаду Ленинграда, ликвидаторах чернобыльской аварии и о многих других. Точное число россиян, которые могут претендовать на подобные льготы, неизвестно. Официально это более 32 миллионов человек, то есть пятая часть населения. Однако, по другим оценкам, число тех, кто мог бы воспользоваться льготами, достигает ста миллионов, поскольку никто точно не знает, кто и на что конкретно может претендовать.
Теоретически, оплата всех этих льгот обходилась бы государству в 180 миллиардов евро ежегодно. Однако многие привилегии существуют только на бумаге. Если кто-то хочет получить качественное медицинское обслуживание, то ему придется раскошелиться. Без коррупции мало что происходит. Бесплатные лекарства или путевку в санаторий может получить далеко не каждый из тех, кто имеет на это право. На этом фоне государство решило заменить льготы денежными выплатами. Теперь льготники будут получать от 15 до 100 евро в зависимости от категории. Это немало, если учесть, что минимальная пенсия составляет около 60 евро. Однако получатели денежных компенсаций должны отдавать часть денег на оплату обязательной страховки, так называемого социального пакета, чтобы потом, например, иметь возможность лечиться. Как все это будет в точности происходить, до сих пор не ясно. Большинство специалистов считают, что в результате социальной реформы граждане потеряют возможность пользоваться какими-то услугами. Непонятно также, как справятся со своей новой задачей регионы, экономический потенциал которых крайне неоднороден. Еще один вопрос состоит в том, как скоро субъекты федерации смогут принять новое социальное законодательство и, самое главное, смогут ли они его финансировать.
По данным опросов, две трети россиян выступают против реформы. Они думают, что государство хочет за их счет сэкономить деньги. Кроме того, люди недовольны тем, что 550 тысяч федеральных и 1 миллион 200 тысяч региональных чиновников сохранят свои привилегии. Однако президент Путин готов при проведении реформы поставить на карту свою огромную популярность. Его рейтинг впервые опустился ниже 50-процентной отметки.
Ветераны Второй мировой войны уже провели перед зданием Думы демонстрацию в знак протеста против социальной реформы.