В последние десять лет канадские нефтегазовые компании настолько энергично выходят на иностранные рынки, что их добыча за счет зарубежных источников увеличилась в пять раз и дает сегодня 15% всех финансовых поступлений. Но ни одна из них не действует в России - самом перспективном регионе мира с точки зрения нефтегазовой индустрии, если не считать страны, входящие в ОПЕК.
Это можно назвать подтверждением поговорки 'пуганая ворона куста боится' в масштабах целой отрасли.
Потому-то противостояние между главой нефтяной империи 'ЮКОС' Михаилом Ходорковским и президентом России Владимиром Путиным, от которого идут мурашки по коже у менеджеров корпораций вроде 'British Petroleum' и иностранных банков, вложивших за последние годы немало капиталов в России - воспринимается здесь весьма отстраненно, ведь на сей раз никто из канадцев не попадет в эти жернова.
Более того, канадская нефтяная промышленность только выигрывает от российских неурядиц - из-за рекордно высоких нефтяных цен их прибыли растут, а по сравнению с Россией канадская нефтяная отрасль выглядит более надежным рынком для инвестиций.
Однако опыт, полученный канадскими нефтяниками в постсоветской России, достался им недешево и оставил чрезвычайно горький осадок.
Вскоре после падения Берлинской стены десятки канадских компаний вышли на российский рынок, чтобы поучаствовать в освоении гигантских углеводородных ресурсов страны, нуждавшейся в инвестициях. Среди них были 'PanCanadian Energy Corp.' (два года назад она вошла в состав 'EnCana Corp.'), 'Norcen Energy Resources Ltd.' (ее активы влились в 'Anadarko Petroleum Corp.'), Gulf Canada Resources Ltd.' (сегодня принадлежащая 'Conoco Phillips'), 'Canadian Fracmaster Ltd.', 'Black Sea Energy Ltd.' и 'Nowsco Well Services Ltd'.
Однако в дальнейшем почти все они 'обожглись' настолько сильно, что предпочли полностью прекратить операции в этой стране.
'Их обобрали вчистую, и многим это совершенно не понравилось. - говорит сотрудник энергетического информационного бюллетеня Ян Дойг (Ian Doig). - А плохие новости в этой отрасли, похоже, разносятся куда быстрее, чем хорошие'.
Возникшие у них проблемы были связаны с самыми разными причинами - от изменений в финансовом законодательстве и общей политической неопределенности до ссор с партнерами и повсеместного воровства и коррупции.
'Мы вложили 25 миллионов долларов, а получили антирекламы на 250 миллионов': так подытожил горькие воспоминания Дж. П. Брайан (J.P. Bryan), техасский финансист, какое-то время возглавлявший 'Gulf', после того, как ликвидировал ее совместное предприятие в России.
'Приведу хотя бы такой факт: непонятно, во что обходится подкуп судьи в отдаленном районе Сибири, - говорит финансист Роберт Фридланд (Robert Friedland), соучредитель 'Black Sea', небольшой компании из Калгари, покинувшей российский рынок после неприятного юридического разбирательства с российским партнером. - Россияне - новички в рыночной экономике и они не понимают, что такое беспроигрышная сделка. Им привычнее ситуация, когда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, а это означает: я выиграл, если сделал так, чтобы ты проиграл'.
Самую катастрофическую неудачу потерпела в России 'Canadian Fracmaster' - довольно большая компания по обслуживанию нефтедобычи, создавшая в стране крупный филиал. В конечном итоге он обанкротился, утянув на дно всю компанию.
По словам адвоката из Калгари Пола Дрэйгера (Paul Drager), еще одна причина этого 'исхода' заключалась в следующем: инвесторы считали операции в России настолько рискованными, что это отражалось на стоимости акций. Г-н Дрэйгер стал председателем международного отделения юридической фирмы 'MacLeod Dixon LLP', после того как создал ее филиал в Москве в 1989 г. - как раз в тот момент, когда канадские нефтегазовые компании наращивали свою деятельность в России.
Если в последние годы канадские компании из других секторов вели в стране успешные операции, что привело к расширению деятельности юридической фирмы в России, то, по словам г-на Дрэйгера, нефтяные и газовые компании на этот рынок так и не вернулись. После консолидации отрасли эту роль взяли на себя их иностранные 'материнские' компании. Было признано, что на российской арене - учитывая размеры месторождений, объем инвестиций и влияние, необходимое, чтобы действовать в столь негостеприимной среде - лучше всего чувствуют себя очень крупные компании, 'флагманы' мировой нефтяной промышленности.
Зарубежная экспансия канадских фирм сосредоточивается на рынках, откуда 'нефтяные гиганты' уже ушли, или вообще обошли их стороной из-за недостаточного размера. Как отмечается в распространенном на прошлой неделе докладе г-на Дойга о канадских энергетических проектах за рубежом, 75 канадских геологоразведочных и добывающих компаний по состоянию на прошлый год имели активы в 66 странах мира. Их крупнейшие проекты были связаны с британскими месторождениями в Северном море, Казахстаном, Йеменом, Сирией и Эквадором.
Однако 'флагманы', купающиеся в деньгах благодаря высоким ценам на энергоносители, и ищущие им применение, нетерпеливо 'кружат' над Россией, привлеченные ее гигантскими запасами нефти и газа.
Россия занимает второе место в мире по добыче нефти, и как утверждается в недавнем докладе 'Oppenheimer & Co. Inc.', в состоянии за ближайшие 5-10 лет увеличить ее на 50%, если сумеет обеспечить западные инвестиции. Ее запасы оцениваются в 69 с лишним миллиардов баррелей.
Кроме того, Россия занимает первое место в мире по добыче и экспортеру природного газа, обладая запасами, превышающими 1659 триллионов кубических футов, и, как ожидается, она должна стать одним из крупнейших производителей сжиженного газа. Однако авторы доклада предупреждают, что западным нефтяным компаниям необходимо заручиться правовыми гарантиями защиты своих инвестиций - ведь обстановка в стране с точки зрения прав собственности и урегулирования юридических споров не соответствует даже минимальным международным стандартам законности.
В прошлом году 'British Petroleum' - первая из 'гигантов' - сделала крупные инвестиции в России, приобретя 51% акций 'ТНК' по цене свыше 7,7 миллиардов долларов США. Ожидается также заключение сделок с участием 'Exxon Mobil', 'Chevron Texaco', 'Royal-Dutch Shell Group' и 'Total', но катастрофа 'ЮКОСа' подорвала доверие к стране.
Некоторые утверждают, что канадцев в России ободрали как липку, потому что они слишком рано вышли на рынок, и что с тех пор обстановка изменилась к лучшему. Кроме того, считают они, историю с 'ЮКОСом' следует расценивать как единичный случай.
По крайней мере одна канадская компания - 'Petro-Canada' - присматривается к России: это одно из проявлений ее стратегии по превращению в крупного поставщика сжиженного газа.
И все же тактика Кремля в кампании против 'ЮКОСа' - крупнейшей нефтяной компании страны - укрепляет убеждение в том, что Россия остается небезопасным местом. Позиция сторонних наблюдателей, избранная канадскими нефтяными и газовыми компаниями, представляется весьма разумной.