ВАШИНГТОН. - Плохие экономические новости приходят со всех сторон. Восстановление экономики идет очень медленно. Фондовый рынок пребывает в панике. Потребители в буквальном смысле задавлены стагнацией доходов, растущей стоимостью получения кредита и исчерпавшими свои возможности кредитными картами.
Растет объем всевозможных дефицитов. Ожидается, что дефицит федерального бюджета в ближайшие десять лет увеличится до 5 триллионов долларов США (вдумайтесь в эту цифру). Объем внефондовых обязательств государства, главным образом касающихся пенсий и медицинских страховок, составляет сейчас 72 триллиона долларов США. Все это отразится чуть позже на дефиците бюджета по мере старения поколения так называемых 'бэби-бумеров'.
Дефицит торгового баланса, характеризующийся разницей между импортом и экспортом, превысил в мае 46 миллиардов долларов США. Примечательно, что май стал последним месяцем, за который можно было получить статистику по этому показателю. Получается, что рост объема иностранных облигаций, выпущенных Соединенными Штатами, составляет приблизительно 552 миллиарда долларов США в год.
Попытки правительства снизить объем дефицита бюджета и внефондовых обязательств просто приводят к отсрочке катастрофы в надежде, что она случится тогда, когда у власти будет кто-нибудь другой.
Гораздо сложнее обстоят дела с дефицитом торгового баланса. Его рост обусловлен тем, что Соединенные Штаты больше покупают заграничных товаров, чем продают своих. Частично это объясняется высокими ценами на нефть, однако не последнюю роль в этом играет и стремление американцев ездить на немецких машинах, пользоваться японской электронной техникой, пить шотландское виски и иметь в своем распоряжении другие предметы роскоши, привозимые из целого ряда иностранных государств.
Дисбаланс проявляется в стоимости американского доллара на внешних валютных рынках. Евро стоит дороже, чем доллар, следовательно, американскому покупателю потребуется больше долларов, чтобы купить немецкую машину. Эта разница в курсах валют финансируется иностранными инвестициями в Соединенных Штатах - долгосрочными казначейскими обязательствами или другими американскими активами (например, недвижимостью).
Слабый доллар делает американские экспортные товары более дешевыми, а импортируемую в страну продукцию - более дорогой. Для того чтобы сохранить дефицит торгового баланса в норме, необходимо увеличить объем экспорта и сократить количество импортных поступлений. Это очень болезненный процесс. Учитывая масштаб американской экономики и объем внешней торговли, международный дисбаланс, который мы наблюдаем сегодня, является проблемой не только для Америки - это проблема всего мирового сообщества. Если граждане других государств прекратят покупать и начнут продавать американские доллары, то разразится мировой финансовый кризис.
Однако существует еще один дефицит, самый опасный из всех. Американские профсоюзы раздули большой скандал из-за экспорта рабочих мест в рамках Соглашения о свободной торговле на территории североамериканского континента (NAFTA) и других договоренностей.
Американским компаниям гораздо проще и дешевле выпускать или производить сборку своей продукции в странах третьего мира (таких как, например, Мексика, страны Центральной Америки и некоторые азиатские государства), чем в самих Соединенных Штатах. В этом случае затраты на рабочую силу намного меньше, а природоохранное законодательство менее строго. Получается, что можно сэкономить не только на выплате заработной платы, но и на дополнительных льготах, касающихся медицинского обеспечения и пенсионного фонда.
Теперь компании, чувствительные к большому количеству издержек, стараются применять новейшие технологии во всем, что касается сферы услуг (да производства тоже) в странах третьего мира, в которых в той или иной степени развит средний класс.
Возьмем для примера Индию. В настоящее время приблизительно миллион индусов, получивших высшее образование в южном штате Тамилнаду, обслуживает компьютерные базы данных в крупных американских корпорациях, причем делает это за мизерную долю от той суммы, которую пришлось бы потратить для выполнения всех операций в Соединенных Штатах. Недавнее исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, предполагает, что в ближайшие годы количество рабочих мест в этой сфере вырастет до 14 миллионов.
И это еще не все. Рентгеновские снимки, сделанные в США, отправляются индийским рентгенологам для анализа. При этом в Индию также отправляются требования пациентов о страховом возмещении и претензии, касающиеся медицинской квалификации. Многие американские компании даже расчеты по налоговым декларациям стали делать в Индии.
Все, что можно сделать на компьютере в Америке, можно сделать быстрее, качественнее и самое главное дешевле в Индии.
Таким образом, процесс глобализации приобретает новый смысл. Очень сложно сказать, что можно и нужно делать в этом случае, но все это предвещает глобальные изменения в мировой экономике.
И все же, что можно посоветовать для решения более реальных проблем, связанных с различного рода дефицитами?
Правило # 1: Когда вы находитесь в яме, перестаньте копать. Нужно остановить рост дефицита, снизив доход государства посредством сокращения налогов.
Правило # 2: Если вы собираетесь вести войну, не делайте это так, как сделал президент Джордж Буш (George Bush) - не экономьте на затратах. Убедите людей в необходимости выполнить свой долг и пойти на жертвы. Не говорите им, чтобы они тратили больше во имя экономики, а докажите, что нужно больше копить, чтобы выиграть войну.
Правило # 3: Если уж в этом году предстоят выборы, стоит возродить лозунг, которым пользовался Билл Клинтон (Bill Clinton) в 1992 г.: 'Все дело в экономике, идиот!'
Пэт Холт - бывший руководитель аппарата Комиссии по иностранным делам Конгресса США