Юбилеи апокалиптических событий второй мировой войны превратились в довольно жалкое зрелище. И дело не только в том, что нынешние лидеры, судя по всему, испытывают потребность приносить извинения - и требовать их - за неслыханные преступления, совершенные их давно умершими соотечественниками. Причина еще и в том, что сама история этих событий искажается из-за узкого конъюнктурного взгляда и требований сегодняшней геополитики.
На прошлой неделе лидер Германии Герхард Шредер, посетив Польшу, признал вину немцев за истребление сотен тысяч поляков во время Варшавского восстания, шестидесятилетний юбилей которого отмечается в этом месяце. В то же время, премьер-министр Польши Марек Белка (Marek Belka) требует от британцев извинений за то, что они не пришли на помощь полякам.
При освещении событий восстания в связи с юбилеем делается огульный вывод о том, что западные союзники и СССР просто сидели сложа руки, пока нацисты истребляли бойцов польского сопротивления. Но это просто неправда.
В годы Холодной войны историки и правительства западных стран обвиняли Сталина в том, что он не позволил Красной Армии помочь восставшим. Сталин действительно был не заинтересован в том, чтобы повстанцы-антикоммунисты установили контроль над Варшавой, и отказался предоставить советские базы в распоряжение американских и британских ВВС, чтобы снабжать восставших по воздуху, как они это делали в других случаях.
Но даже американские историки утверждают: документы, рассекреченные в России после распада СССР, свидетельствуют о том, что первоначально Красная Армия предпринимала все реально возможные усилия, чтобы помочь полякам, а затем решила прекратить их в основном из-за того, что это потребовало бы переориентации стратегии боевых действий и приостановки главного наступления против немецких войск.
Впрочем, советские генералы мало что могли сделать, даже если бы захотели. В районе Варшавы нацисты имели превосходство в силах; кроме того, высокий западный берег Вислы давал им дополнительные преимущества перед наступающей стороной.
Предположение о том, что основные силы Красной Армии встали лагерем на восточном берегу Вислы, ошибочно. Как пишет Уильям Маккензи (William Mackenzie), автор официальной истории британского Управления специальных операций, дать сигнал к восстанию польского генерала Бур-Комаровского (Bor-Komarowski) побудило появление 'немногочисленных русских частей в 10 милях от Варшавы 31 июля' - за день до начала восстания. 'Эти войска были не авангардом: они располагались на крайнем левом фланге группировки, совершавшей широкий обходный маневр, и в случае контратаки оказались бы в опасном положении:со стратегической точки зрения немедленное наступление русских на Варшаву не было оправдано'.
Неверны и утверждения о том, что британцы и западные союзники ничего не сделали для поляков. 'С 1 августа и до момента окончательной капитуляции восставших', - пишет Маккензи, - 'на самом высоком уровне без конца велись жаркие дискуссии' о том, как помочь Варшаве. Союзная авиация начала снабжение повстанцев по воздуху, но 'уровень потерь был слишком высок, чтобы можно было выдерживать их долгое время; в снабжении нуждалось и движение сопротивления в других странах'.
В ночь с 13 на 14 августа две эскадрильи ночных бомбардировщиков 'Либерейтор' совершили с итальянских аэродромов 54 вылета на Варшаву, и в 22 случаях им удалось успешно сбросить грузы, но при этом 11 самолетов было сбито, а еще 11 - повреждено огнем зенитной артиллерии.
По словам историка Мартина Гилберта (Martin Gilbert), 4 августа с аэродрома Фоджия в Италии в направлении Варшавы вылетели 13 британских бомбардировщиков. Пять из них не вернулись, а из оставшихся только два достигли Варшавы, сбросив 24 контейнера с боеприпасами. '12 контейнеров попали в руки восставших, двенадцать других упали в районах города, занятых немцами'.
О бессердечности британцев говорят особенно часто. Однако английские летчики погибали, пытаясь помочь польским повстанцам. Может быть, кое-кому стоит сегодня подумать об извинениях перед их потомками - не только за саму гибель пилотов, но и за то, что их самопожертвование на этой неделе было полностью вычеркнуто из истории.
Ив-Энн Прентис в 1980е гг. работала в Польше в качестве репортера; она является автором книги 'Женщина, сражавшаяся в одиночку' ('One Woman's War').