Афины. - Последний анекдот, популярный на светских приемах в Афинах, звучит так: Один греческий чиновник просит другого: 'Напомните мне, когда состоится церемония открытия Олимпиады'.
'13 августа', - отвечает тот.
'Так скоро? О нет! А скажите, она будет утром или вечером?'
'Вечером'.
'Ну, тогда все в порядке, - говорит первый чиновник. - Времени еще полно'.
На самом деле, времени, конечно, уже почти нет - сегодня, через 2780 лет после того, как в Греции состоялась первая Олимпиада, через 108 лет после возрождения олимпийского движения в той же стране, и через 7 лет после того, как Афины снова получили право проведения Игр, осталась всего неделя до того, как над олимпийской сценой поднимется занавес.
Следующая пятница станет кульминацией ухабистого пути самой маленькой страны, принимавшей летние Игры с 1952 г., пытающейся провести гигантское современное мероприятие в городе и обществе, чья культура все еще одной ногой застряла в прошлом. За анекдотом о чиновниках кроется непростая реальность. Выиграв конкурс на проведение Олимпиады в 1997 г., греки потратили первые три года на бесплодные споры, а затем попытались наверстать упущенное, развернув лихорадочное строительство.
Из-за многочисленных задержек в осуществлении проектов Греция подверглась жесткой критике - в 2000 г. Международный олимпийский комитет даже предупредил, что Афины вообще могут лишиться права принимать у себя Игры. В последние несколько месяцев весь город превратился в стройплощадку, а рабочие совершают новые 'подвиги Геракла', работая в три смены и по семь дней в неделю, чтобы завершить проекты, которые следовало начать на несколько лет раньше.
Так что сегодня вопрос, ждет ли греков блестящая церемония открытия или полный технический провал, повис над городом подобно печально известному летнему афинскому смогу. Греки отлично сознают, что это событие способно изменить образ их страны - превратить ее в глазах всего мира в европейское государство 21 века. Грецию долго считали нищей, отсталой страной, и если Олимпиада пройдет плохо, этот имидж закрепится за ней еще на много лет.
'Надеюсь, Олимпиада покажет, что бедная развивающаяся страна превратилась в развитое современное европейское государство', - говорит Теодор Кулумбис (Theodore Couloumbis), сотрудник государственного аналитического центра 'Греческий фонд европейской и внешней политики'.
Глядя на интерьеры сверкающих новизной афинских стадионов, действительно веришь в подобное превращение. Правда, они были закончены в самый последний момент - рабочие завершили установку сидений на главном олимпийском стадионе в конце июля. Тем не менее, отзывы об этих объектах самые восторженные. Спортсмены, участвовавшие в тестовых соревнованиях, говорят, что стадионы вызывают у них восхищение.
Некоторые из них, вроде новой арены для состязаний по тяжелой атлетике, называют одними из лучших в мире. Жемчужиной этой короны является главный олимпийский комплекс - модернистский шедевр испанского архитектора Сантьяго Калатравы (Santiago Calatrava). Парящие белые купола укрывают от солнца зрительские трибуны, обтекаемый элегантный велодром, променад для гулянья. Другой запоминающийся объект - арена для тэйквондо на морском берегу; сквозь ее высокие стены из стекла как на ладони видна сверкающая синяя гладь Саронского залива.
Кроме того, современность здесь сочетается с древностью. Чиновники из греческого Олимпийского комитета любят говорить, что Игры в Афинах будут 'уникальными', и это правда: марафонский забег пройдет по тому самому маршруту из Марафона в Афины, который первым преодолел гонец Феидиппид в 490 г. до нашей эры. Зрители будут наблюдать за соревнованиями велосипедистов у подножья Акрополя, возможно величайшего памятника западной цивилизации. Соревнования по толканию ядра состоятся на древнем стадионе в Олимпии, где в 776 г. до н.э. проходили первые Игры.
Стадионы, конечно, - это 'становой хребет' любой Олимпиады, но на этих Играх - первых после 11 сентября - не меньшее значение имеет еще один вопрос: безопасность. В этом отношении греки также в целом удостоились положительных отзывов. Расходы на обеспечение безопасности в размере 1,5 миллиарда долларов стали крупнейшей статьей в бюджете Олимпиады, и не имеют себе равных в истории Игр - они в четыре раза превышают аналогичные затраты на Олимпиаде в Сиднее в 2000 г.
'Греция прилагает огромные усилия для выполнения этой задачи, - отмечает посол США в Греции Томас Миллер (Thomas Miller). - в этом деле 'кашу маслом не испортишь', здесь надо работать постоянно, неустанно, и в этом отношении я могу вам сказать, что в этой стране люди не дают себе передышки: они работают усердно и проявляют полную готовность к сотрудничеству'.
Сбои в работе подземки
Но если на самих стадионах зрители смогут чувствовать себя удобно и в безопасности, то добраться до них, возможно, будет непросто. По словам многих греков, главным результатом Олимпиады для Афин станет масштабная модернизация ужасающей транспортной инфраструктуры города. Обязанности хозяина Олимпиады заставили власти Афин построить новый аэропорт, линии метро, проложить 75 миль новых дорог, новые маршруты для трамваев и пригородных поездов.
Трамвайная и пригородная сеть вступила в строй только в июле, а новые станции метро должны открыться на следующей неделе. По словам экспертов, новая инфраструктура позволяет намного улучшить ситуацию, однако времени для ее проверки и устранения потенциальных сбоев не было, и последствия этого уже ощущаются. Трамваи - которые всячески рекламировались в качестве основного вида транспорта во время Игр - ходят нерегулярно: перерывы достигают двух часов. Уже произошло несколько неприятных инцидентов, в том числе сбоев в работе трамвая из-за того, что афиняне, непривычные к новому виду транспорта, парковали на рельсах автомобили.
'В новой транспортной сети имеют место некоторые 'проблемы роста', - признает министр транспорта Греции Михалис Лиапис (Michalis Liapis). - Это как при переезде в новый дом. Поначалу всегда возникают какие-то проблемы, но со временем все притрется'.
Во время пробного пуска новой линии метро 12 июля г-н Лиапис на собственном опыте столкнулся с этими 'проблемами роста' - поезд, в котором он ехал, застрял в тоннеле из-за сбоя в подаче электроэнергии по всей южной Греции. Утверждается, что авария была связана с усиленным использованием кондиционеров из-за жары, превысившей 100 градусов по Фаренгейту - эта проблема может вновь возникнуть и в августе, когда город забит миллионами туристов.
На олимпийских объектах - в том числе связанных с безопасностью - установлены автономные генераторы, чтобы обеспечить подачу энергии в случае аварии, однако гости Игр могут столкнуться с отключением электричества в отелях и поездах. Для таких случаев мэрия Афин устанавливает специальную телефонную 'горячую линию' с обслуживанием на нескольких языках.
Мнение гостей о городе, возможно, будет во многом зависеть от работы обслуживающего персонала.
'Для Игр нам действительно нужно изменить свой менталитет', - отмечает Димитрис Кацудас (Dimitris Katsoudas), представитель городских властей Афин по связям с прессой.
По его мнению, которое разделяют и многие другие, грекам надо в полной мере проявить свое знаменитое гостеприимство, и избавиться от таких неприятных качеств как дурной темперамент и неуважение к правилам. Еще одна печально известная черта греков - их склонность к забастовкам по любому поводу. В последние недели работу в Афинах приостанавливали служащие отелей, медики, работники общественного транспорта; все они грозят снова объявить забастовку во время Игр, если не получат премий за обслуживание Олимпиады.
По словам г-на Кулумбиса, работники городских служб, возможно, не станут бастовать в столь важный для страны момент. 'После игр, группы, организовавшие забастовки, окажутся в изоляции - их будет осуждать вся Греция', - утверждает он.
Не покидать ряда
Есть и другие признаки того, что греки готовы отложить в сторону обычные конфликты ради успешного проведения Олимпиады. На этой неделе правительство ввело в действие жесткие правила уличного движения, закрыв скоростные ряды на большинстве главных магистралей для всех автомобилей, кроме транспорта, официально обслуживающего Олимпиаду. Опасения относительно пробок и нарушений рядности движения не оправдались: афиняне, славящиеся любовью к своим машинам и пренебрежением к дорожным правилам, пересели на общественный транспорт, освободив ряды для беспрепятственного проведения тестовых заездов олимпийских маршруток.
Проблемы с реализацией билетов - пока их продано меньше половины - считались признаком отсутствия у греков энтузиазма в отношении Игр, но по мере открытия новых стадионов, станций, благоустроенных городских площадей, афиняне вдруг начали выстраиваться в очереди, выкупив в среду рекордное количество билетов - 49819. Недавно мэр Афин объявил о проведении в дни Олимпиады более 600 культурных мероприятий с бесплатным входом на центральных афинских улицах - похоже, эта мира также вызвала у жителей вспышку интереса и гордости за свой город.
Мы хотим, чтобы люди увидели именно эту сторону афинской жизни, - говорит представитель мэрии Кацудас. - '[У гостей] возможно не будет таких комфортабельных условий, как у себя дома. Но они увидят, как греки умеют наслаждаться жизнью'.