Кеннебункпорт, штат Мэн, США, 8 августа 2004 года. Советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в воскресенье заявила, что Соединенные Штаты и их союзники "не могут позволить иранцам разрабатывать ядерное оружие", и предостерегла, что президент Буш-младший (George W. Bush) "изучит все имеющиеся в его распоряжении инструменты" для того, чтобы остановить иранскую программу. Выступая на программе "Встреча с прессой" телеканала "NBC News", г-жа Райс сказала, что в сентябре ожидает от Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) "очень сильного заявления", которое поставит Иран перед выбором между международной изоляцией и отказом от своих попыток создания ядерного оружия. Однако она не стала утверждать, что Соединенным Штатам удастся убедить своих союзников в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) ввести санкции против Ирана.
До сего времени европейские державы и Россия противятся американским усилиям наложить санкции на Иран, в котором они видят одного из своих важных торговых партнеров.
Иран упорно утверждает, что его усилия в ядерной области имеют целью исключительно производство электроэнергии, хотя МАГАТЭ, органом ООН, осуществляющим ядерный мониторинг, были выявлены свидетельства предпринимаемых на протяжении более 18 лет скрытных усилий Ирана по производству обогащенного урана, пригодного главным образом для производства ядерного оружия.
Неделю назад министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази (Kamal Kharrazi) сказал, что его страна возобновит производство компонентов центрифуг, которые нужны для обогащения урана, потому что европейские страны не довели до конца проверок МАГАТЭ.
Президент Буш-младший, который на короткое время оставил свою кампанию по перевыборам, чтобы поприсутствовать здесь на семейной свадьбе и навестить своих родителей, в воскресенье не сделал никаких публичных заявлений. Он посетил утреннюю церковную службу, съездил с родственниками на рыбалку и улетел обратно в Вашингтон, поручив своим помощникам отвечать на вопросы об Иране, терроризме и Северной Корее.
Г-жа Райс отвечала на воскресную статью в газете "The New York Times", где было сказано, что бурная дипломатическая деятельность администрации Буша-младшего в последние 20 месяцев пока не позволила остановить программы разработки ядерного оружия в Иране и в Северной Корее.
Делая завуалированную ссылку на администрацию Клинтона (Bill Clinton), г-жа Райс сказала, что "эти проблемы появились в 1990-х годах". Она согласилась, что были "дипломатические успехи" в плане организации соседей Северной Кореи на решение этой проблемы и призыва к действиям против Ирана в рамках МАГАТЭ, штаб-квартира которого находится в Вене.
"Фактически сам президент поставил этот вопрос на повестку дня в своем знаменитом обращении к нации, в котором он говорил об 'оси зла' (axis of evil), - сказала г-жа Райс. - А наши союзники после этого начали по-настоящему реагировать".
Она отказалась сообщить, намерены ли Соединенные Штаты поддержать действия Израиля, заявившего, что иранская ядерная программа представляет конкретную угрозу для его национальной безопасности, если Израиль захочет нанести по ядерным объектам Ирана удар, подобный тому, который был нанесен по ядерному реактору "Осирак" (Osirak) в Ираке в 1981 году.
"Мне думается, что мне не следует высказывать гипотетические предположения по данному вопросу, - сказала г-жа Райс. - Я считаю, что предпринимаются очень активные меры, в частности, с целью подрыва способности иранцев под прикрытием ядерного сотрудничества в гражданской сфере получать те компоненты, которые могут оказаться полезными для их программы разработки ядерного оружия".
Она сказала, что Россия объявила о намерении оказывать Ирану помощь только в случае, если тот согласится возвращать отработанное ядерное топливо обратно в Россию, чтобы нельзя было направить его на изготовление ядерного оружия. "Я полагаю, что нельзя позволить иранцам разрабатывать ядерное оружие, - сказала она. - Мировому сообществу нужно найти способ объединиться и помешать этому".
Ответ г-жи Райс на вопрос об Израиле был особенно интересен в силу того, что накануне войны в Ираке она и другие высокопоставленные сотрудники администрации США говорили, что история оправдала налет израильтян на "Осирак". Если бы в результате этого налета не был выведен из строя главный иракский ядерный реактор, говорили они, Саддам Хусейн (Saddam Hussein), вполне возможно, имел бы ядерное оружие еще до начала первой войны в Персидском заливе в 1991 году.
Не ясно, однако, обладает ли Израиль военными возможностями, чтобы нанести удар по ядерным объектам Ирана, которые находятся на гораздо большем удалении от него и хорошо укрыты в городах.