Компанию ВР обвиняют в том, что она намеревается в этом году недодать миноритарным акционерам 3 миллиарда долларов дохода от высоких цен на нефть.
The Times стало известно, что эту транснациональную корпорацию, штаб-квартира которой находится в Лондоне, обвинили в том, что компания, которой владеет ВР на паях с другими акционерами, продает русскую нефть по искусственно заниженным ценам. Вся нефть продается другой дочерней компании ВР, в которой миноритарных акционеров нет. А уже та компания продает нефть по исключительно высокой цене. Таким образом, акционеры от такой продажи нефти не получают ничего.
Непосредственно обвинение направлено против компании 'ТНК-ВР' - совместного предприятия ВР с одним из колоритнейших российских олигархов Михаилом Фридманом. В свои сорок лет господин Фридман уже отвечал в суде по обвинению в захвате ценных нефтяных месторождений, предъявленному той же ВР, а сейчас в суде Нью-Йорка против него идет процесс по обвинению в участии в организованной преступной деятельности.
Либерально-демократическая партия уже предупреждала ВР, что, вступая в деловые отношения с олигархами вроде Фридмана или владельца футбольного клуба 'Челси' Романа Абрамовича, западные бизнесмены рискуют своей репутацией. В России, Бельгии и на Британских Виргинских островах миноритарные акционеры уже подали исков на компанию, которой владеет ВР совместно с господином Абрамовичем, на сумму в миллиард долларов.
Последняя из претензий к ней предъявлена компанией Prosperity Capital Management, рекордсменом по инвестированию средств корпоративных и частных западных инвесторов в Россию. На настоящий момент Prosperity уже разместила 650 миллионов долларов.
Среди британских инвесторов, интересы которых она представляет, пенсионный фонд работников средней школы одного из графств Англии, несколько страховых компаний и крупных игроков из Сити.
Соучредитель Prosperity Capital Маттиас Вестман (Mattias Westman) поражен: 'Удивительно, но большие корпорации считают, что в России они могут безнаказанно творить все что угодно'.
В настоящее время Маттиас Вестман, швед по национальности, по запросу Союза промышленников и предпринимателей выступает в роли арбитра по разрешению споров, касающихся деловой этики. Ранее он также занимал пост заместителя председателя российской Ассоциации защиты прав инвесторов, которая занималась защитой прав миноритарных акционеров.
По словам представителей Prosperity Capital, дочерние компании 'ТНК-ВР', долями в которых владеют различные миноритарии, продает нефть по искусственно заниженным ценам. Также утверждается, что далее нефть покупается предприятиями, находящимися в полной собственности 'ТНК-ВР'. По сведениям Prosperity Capital, в результате использования так называемых 'трансфертных цен' 'ТНК-ВР' получает огромные прибыли и дивиденды, тогда как миноритарные акционеры не получают ничего.
- Фактически, за первый квартал они вывели 750 миллионов долларов из компаний, в которых есть миноритарные акционеры, в пользу компаний, в которых их нет. Для нас это неприемлемо, - говорит Вестман. Если цены останутся на том же уровне, утверждает он, таким способом 'ТНК-ВР' сможет за год выкачать до трех миллиардов долларов.
В феврале 2003 года, когда ВР объявила об основании совместного предприятия стоимостью 7 миллиардов долларов - это был самый большой индивидуальный инвестиционный проект в посткоммунистической России - цена на ее акции в Лондоне и Москве резко подскочила вверх. В ВР надеялись, что этот российский проект будет свободен от трудностей, которые преследуют другие нефтяные компании, при том что, к удивлению экспертов, в качестве делового партнера ВР выбрала господина Фридмана, с которым до этого так много судилась.
Фридман, третий человек в России по размеру личного состояния, приближающегося к 6 миллиардам долларов, активно защищается в суде Нью-Йорка, куда иск против него по обвинению в неправомерной приватизации активов подала канадская компания Norex Petroleum. Истец оценивает ущерб в 1,5 миллиарда долларов.
Представитель 'ТНК-ВР' объяснила, что система ценообразования логично вытекает из структуры компании, в которой для каждой операции, от добычи нефти до продажи продукта конечному потребителю, предусмотрено отдельное предприятие.
- Для достижения лучших деловых результатов получаемая прибыль распределяется согласно бюджету компании, инвестиционным проектам, и так далее. В использовании трансфертных цен нет ничего противозаконного.