По иронии судьбы Олимпийские игры начинаются в пятницу 13 августа. Подготовка к ним сопровождалась неутихающей озабоченностью относительно способности Греции вовремя закончить строительство олимпийских объектов и инфраструктуры, а также распространенными опасениями, что проблемы, связанные с повышенными мерами безопасности, окажутся непреодолимыми. Это беспокойство имеет под собой все основания, и грекам очень непросто его развеять.
Подготовка к Олимпиаде - и это типично для греков - завершается в самый последний момент, половина билетов пока нераспродана, а переход от планирования мер безопасности к их практическому осуществлению идет неравномерно. В оправдание грекам замечу: когда Международный олимпийский комитете (МОК) в 1997 г. доверил проведение Игр Афинам, речь шла об обычных угрозах безопасности, существующих на Олимпийских играх, и мы считали, что Греция в состоянии с ними справиться. Несмотря на всю напряженность последних дней перед открытием, я думаю, что средиземноморская культура окажется на высоте, и греки успешно преодолеют все трудности. Принцип 'завершения подготовки за минуту до начала', похоже, соответствует их менталитету, хотя у остального мира от этого перехватывает дыхание.
Реальное значение Олимпиады в Афинах заключается в возможности воспользоваться самими Играми и тем фактом, что место их проведения неразрывно связано с истоками олимпийского движения, чтобы возродить некоторые фундаментальные спортивные ценности. Я говорю о приверженности присущим спорту этическим ценностям: принципу 'честной игры', уважению к себе, соперникам и основополагающим спортивным правилам.
Наш мир утратил нравственные ориентиры. Повсюду - в бизнесе, политике, религиозных организациях, науке, СМИ - мы видим примеры нарушения 'этики управления'. Неудивительно, что подобные нарушения происходят и в спорте - ведь это один из атрибутов общества - в том числе и в самом МОК. Нечестные приемы - связанные со спортивным оборудованием, насилием, допингом - используются непосредственно на состязаниях.
Встречается и мошенничество за пределами стадиона - в залах заседаний, где судьи заранее предрешают исход соревнований.
Все это способно разочаровать как самих атлетов, так и зрителей. Само будущее спорта подвергается опасности - ведь родители могут отсоветовать детям заниматься спортом, если результаты состязаний подтасовываются мошенниками.
'Уравнение', действующее в спорте, куда проще, чем то, что применимо к обществу в целом. Участие в спортивных состязаниях, в отличие от участия в деятельности общества, не является обязательным. В спорте, если правила вас не устраивают, вы можете просто не участвовать в борьбе. С другой стороны, если уж вы приняли участие в состязаниях, то должны принимать и соблюдать правила игры, иначе вас дисквалифицируют. Именно так просто и обстоит дело, и никакая софистика, призванная 'дополнить' эту простоту различными нюансами, не может служить оправданием для несоблюдения этих основополагающих принципов.
На нынешней Олимпиаде атлеты будут выступать на родине античных Игр, а некоторые - даже на первом олимпийском стадионе в Олимпии. Где бы они ни состязались, они смогут ощутить незримое присутствие спортивных героев древности, для которых участие в Олимпийских играх было столь же заветной мечтой, как и для нынешних спортсменов. Они приезжали в Олимпию, чтобы испытать свои силы в состязании с лучшими атлетами того времени, ради славы олимпийского чемпиона и символической награды - венка из оливковых листьев.
Из прошлого они будут восхищенно наблюдать за спортивными достижениями своих потомков и дивиться, как много разных атлетов со всего мира собралось вместе, чтобы пройти через горнило состязаний. Но они с грустью отметят, что некоторые из сегодняшних атлетов утратили представление о главном гуманистическом элементе спорта - необходимости дополнять природные способности усердным трудом, чтобы в один прекрасный день, возможно, заслужить звание олимпийского чемпиона.
Мошенничество - это антитеза всему, что воплощает собой олимпийское движение. Спортивные результаты, достигнутые за счет подтасовок, разрушают все, во что должен верить настоящий спортсмен. Они требуют сокрытия правды, превращая человека в Дориана Грея, мучительно страдающего от несоответствия между публичным образом и отвратительным портретом в кладовке, показывающим его истинную сущность.
Игры в Афинах могут стать своего рода катарсисом с точки зрения всего, что произошло со спортом, и олимпийским движением в том числе, за последние десятилетия. Греция может проявить себя, показав, что сегодня - как и в античные времена - она способна действовать на мировом уровне и достойно справиться с многочисленными и непростыми задачами, которые ставит перед ней международная обстановка 21 века. Кроме того, она только укрепит свое значение как колыбели Олимпийского движения древности и современности, если вновь привлечет внимание к идеалам спорта - фундаментальным этическим ценностям, определяющим отношения между соперниками, для которых победа становится результатом таланта и самоотдачи, а не 'работы' беспринципных ученых, врачей и тренеров.
Если же именно последний вариант и есть то, во что превратился спорт, то это уже не спорт, а беззастенчивый 'парад уродов': именно так, со справедливым негодованием, его и должен воспринимать каждый честный человек. Не хочу, чтобы мои собственные дети, или дети других людей превращались в ходячие 'склады химических веществ' ради спортивных успехов. Возвращаясь в Афины - к истокам - мы, возможно, сможем вновь обрести утраченный этический фундамент. Уже по этой причине все технические риски, связанные с проведением Игр в этом городе, представляются оправданными.
Автор многие годы является членом МОК. Кроме того, он стал основателем и председателем Всемирного антидопингового агентства и написал книгу 'Олимпийские игры изнутри' ('Inside the Olympics').