МОСКВА. Теперь он тоже недействителен. 'Паспорт гражданина Союза Советских Социалистических республик', - значится в документе. Над этой надписью сверкают серп и молот на фоне земного шара, а вокруг на 15 языках написано 'Пролетарии всех стран, соединяйтесь!'
Это государство исчезло 12 лет назад, но только с июля нынешнего года советский паспорт перестал быть официальным документом. Однако это не мешает России все в большей степени чувствовать себя силой, которая призвана установить порядок на территории бывшего Советского Союза.
Политические дебаты ведутся под лозунгом 'Доминирование на постсоветском пространстве'. Претензии на лидерство необходимо постоянно подкреплять эффективной политикой, требует президент Владимир Путин.
После того, как страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), став членами НАТО и Евросоюза, оказались 'вне пределов досягаемости', сферой российских интересов приходится считать Содружество Независимых Государств. По-русски страны СНГ называют 'ближним зарубежьем', что также свидетельствует о наличии определенных амбиций. Территориальная неприкосновенность соседних государств не всегда священна. Подтверждением этому служит, например, тот факт, что президент Путин, вопреки международным обязательствам, отказывается вывести войска и Грузии и Приднестровья.
В этих конфликтных регионах дислоцировано по пять тысяч российских военных. Около 50 тысяч российских солдат и офицеров служат в странах 'ближнего зарубежья' на пространстве от черноморского порта Севастополь до места расположения 201-й дивизии в Таджикистане.
Грузия все больше напоминает пороховую бочку. Жителям мятежной грузинской провинции Абхазия российские органы власти выдали паспорта. Это обострило обстановку. После того, как грузинские корабли блокировали абхазский порт Сухуми, провинция оказалась на пороге войны.
Президент Путин находится под давлением. Именно военные не простили ему того, что Кремль так легко смирился с расширением НАТО и ЕС на восток. Кроме того, на передний край рвутся две другие сверхдержавы. После 11 сентября Соединенные Штаты воспользовались борьбой с терроризмом для того, чтобы направить военных советников в Грузию и Азербайджан, а также перебросить свои подразделения в Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Москва опасается, что Вашингтон, таким образом, создает форпосты в Центральной Азии и на Кавказе. Благодаря запасам полезных ископаемых, оба эти региона имеют геостратегическое значение.
В свою очередь, переживающий бум Китай, желающий получать нефть и газ из Казахстана и Туркмении, стремится укрепить свое влияние в Центральной Азии.
Стефан Бланк, профессор Военного Колледжа США называет происходящее 'драматической гонкой за право обеспечения военных и экономических интересов' в регионе.
'Нам нужна либеральная империя на пространстве СНГ', - заявил Анатолий Чубайс, выступая в Санкт-Петербурге. Чубайс, глава энергетического монополиста РАО 'ЕЭС России' и бывший руководитель кремлевского штаба, занялся армянской и грузинской электроэнергетикой. Это было только начало. 'У нас агрессивные планы в странах СНГ'.
Страны, граничащие с Россией, опасаются, что электрический рубильник может превратиться в рычаг политического воздействия. Похожая тенденция уже наблюдается в отношении государственного гиганта 'Газпром'. Он отказывается прокачивать по своим трубопроводам природный газ из строптивой Туркмении. А если прекратятся поставки газа на Украину или в Белоруссию, то речь идет не только о взыскании миллиардных долгов, но и об оказании политического влияния.
По мнению российского политолога Андрея Пионтковского, стремление к гегемонии присутствует в настоящее время во всем. 'Что может сегодня предложить российская элита своим соседям? - спрашивает он. - Ничего, кроме рассказов о собственном величии, исторической миссии и имперском предназначении российского народа'. Пионтковский напоминает о меморандуме кремлевских стратегов, опубликованном еще в 1997 году.
По поводу Украины там говорится следующее: 'Принуждение Украины к дружбе, в противном случае - поэтапная организация экономической блокады по образцу американской политики в отношении Кубы'. По поводу Закавказья: 'Только угроза дестабилизации Грузии и Азербайджане может предотвратить вытеснение России из Закавказья'.
Как замечает Пионтковский, слово 'партнерство' вообще не упоминается в сегодняшней дискуссии. 'Однако насильственное принуждение к любви во всех правовых системах рассматривается как тяжкое преступление'.