Долгое время кризис 'Юкоса' казался отдаленной и непонятной борьбой между президентом Владимиром Путиным и олигархом Михаилом Ходорковским.
Но теперь, когда цены на нефть достигли рекордных высот, эта борьба начинает ударять по карманам британских водителей.
Рост цен вызван и опасениями терактов. Но неуверенность в поставках из России оказывает нежелательное давление на бензоколонки.
Так что же происходит в Москве и почему Путин - человек, который говорит, что приветствует иностранные инвестиции в Россию, - так упорно пытается уничтожить компанию, которая в его стране считалась одной из самых прибыльных и наиболее хорошо управляемых?
Его действия кажутся блажью, тем более что таким образом он явно отпугивает иностранные инвестиции, которых сам жаждет.
Первая теория заключается в том, что Путин хочет приручить олигархов и именно поэтому отправил Ходорковского в тюрьму и наказывает его компанию. Однако в целом Кремль не преследует других олигархов, которые, вероятно, должны бы ответить на те же вопросы. Например, Роман Абрамович безнаказанно курсирует между Москвой и Страмфорд Бридж.
По другой теории Путин хочет ренационализировать 'командные высоты' российской экономики, повернув стрелки часов обратно к советским временам. Но если это действительно основная цель, почему British Petroleum позволили приобрести такой крупный кусок нефтяной отрасли?
Нет никаких сомнений в том, что клан, сформировавшийся вокруг Путина, главным образом, из бывших сотрудников КГБ, одержим желанием контролировать каждый аспект российской жизни. Это распространяется и на независимых олигархов вроде Ходорковского, который финансировал политических оппонентов президента до того, как его арестовали по обвинению в мошенничестве. Оппозицию они не любят.
Если все дело в этом, нужно также отметить, что за годы их надсмотра исчез хаос ельцинских лет. Но это не единственная причина атаки на 'Юкос'.
Некоторые аналитики полагают, что истинное объяснение в том, что группировка вокруг Путина хочет получить свою долю нефтяных прибылей, доставшихся другим в ельцинскую эру, когда КГБшники были не в моде.
Для этого они используют 'власть государства, коррумпированную систему правосудия и двусмысленные законы', указывает аналитик Евгения Альбац. По ее мнению, старая советская гвардия потеряла чуть ли не больше всех при распаде Советского Союза, но когда Путин стал президентом, она опять оказалась у власти.
Во время первого срока Путина старой гвардии удалось консолидировать власть, избавиться от оппозиции и установить контроль над СМИ. Теперь пришло время заняться самой ценной собственностью.
Похожее мнение выражает и бывший министр экономики Евгений Ясин. Он говорит, что дело 'Юкоса' 'полностью связано с передачей собственности и контроля над нефтяной отраслью от независимых частных владельцев в политически лояльные руки'.
Недавно российская элита отпраздновала свадьбу сына генпрокура Владимира Устинова, возглавившего атаку на 'Юкос', и дочери кремлевского 'ястреба' и бывшего шпиона КГБ Игоря Сечина.
Говорят, что стратегия дела 'Юкоса' была разработана Сечиным. Очень удобно - он как раз был назначен главой 'Роснефти', государственной нефтяной компании, которая может получить основные активы 'Юкоса', когда тот поставят на колени.
Глава British Petroleum сэр Джон Браун (John Browne) заявляет, что все это не повлияло на его инвестиции в Россию. Однако дело 'Юкоса', кроме прочего, показывает, что теперь права акционеров зависят от политических капризов. А капризы могут меняться. Как это скажется на гигантских инвестициях ВР?
Теперь, выкладывая больше денег за бензин, не забудьте поблагодарить тех самых КГБшников, которых мы вроде бы победили в конце 'Холодной войны'.