Уэнди Орент является автором книги 'Чума: таинственное прошлое и ужасающее будущее самой опасной в мире болезни'.
Атланта. - Новым государством Туркменистан, одной из бывших среднеазиатских республик, возникшим на руинах Советского Союза, правит 64-летний диктатор по имени Сапармурат Ниязов, этакий напыщенный Саддам Хусейн в миниатюре, называющий себя Туркменбаши (отец туркменов). Человек с чудовищным самомнением и более чем скромным интеллектом, он объявил вне закона мужские бороды и золотые зубы у женщин, что являлось в Туркмении признаком престижа и положения в обществе.
В столице Туркменистана городе Ашхабаде воздвигнута огромная позолоченная вращающаяся статуя Туркменбаши. Она поворачивается вслед за солнцем, вследствие чего солнечные лучи всегда сияют на челе 'отца туркменов'. Также Ниязов ведет в пустыне строительство так называемого 'Великого Туркменского Озера'. Это строительство обойдется в 6,5 миллиардов долларов. Для озера будет использована вода, отводимая из и без того засушливой сельской местности. Весь мир старается не замечать чудачеств Ниязова, поскольку понимает, что этот человек контролирует одни из самых богатых в мире запасов природного газа. Все это выглядит более или менее забавно, если не задумываться о результатах такой политики. Однако несколько месяцев назад Туркменбаши взял в свои руки здоровье 5-миллионной нации, что может иметь разрушительные последствия.
В марте в целях 'экономии денежных средств' он уволил 15 000 дипломированных работников здравоохранения, заменив их новобранцами. В июне Туркменбаши уволил туркменских врачей и других работников здравоохранения, имеющих иностранные дипломы, заявив, что их образование 'несовместимо с образовательной системой Туркменистана'. Самым настораживающим является тот факт, что туркменский лидер объявил вне закона все инфекционные заболевания, включая холеру и СПИД, и запретил любое упоминание о них.
Чрезвычайная эпидемиологическая комиссия Туркменистана заявила, что 'эпидемиологическая обстановка на территории Туркменистана безопасна, и на ней нет случаев опасных заболеваний'. Однако это далеко от истины.
По сообщениям оппозиционной туркменской группировки 'Гундогар' и 'Хельсинкской Инициативы по Туркменистану', во владениях Туркменбаши возникла смертельная эпидемия чумы. Возбудитель болезни, микроб Yersinia pestis, широко распространен среди грызунов Средней Азии. Опасность, которую несут эти микробы, известна с давних времен. Чума - самый страшный и опасный бич нашей планеты. В пустынях Туркменистана главным разносчиком заразы является большая песчанка или Rhombomys opimus, маленький, размером с крысу, грызун с ногами как у кенгуру, живущий в норах. Последние несколько лет были благоприятными для увеличения популяции большой песчанки, поскольку в регионе собирали рекордные урожаи зерновых культур, которыми питается грызун. Больше зерна - больше песчанок. В то же время, больше песчанок - больше чумы.
Подобные вспышки возникают периодически, и при наличии хорошей системы здравоохранения их можно контролировать. Советская власть в свое время очень оперативно реагировала на такие вспышки, хотя и хранила информацию о их возникновении в секрете от внешнего мира. В недавно опубликованном отчете российского эпидемиолога, специалиста по чуме Льва Мельникова, в 1950 году в Туркмении была отмечена крупная вспышка чумы, в результате которой погибло несколько сот человек. Разносчиком инфекции стал кочевой охотник, которого на ночевке укусила зараженная чумой блоха. Когда охотник вернулся в кочевье, болезнь быстро распространилась на его легкие, и вскоре все соседи оказались заражены. Часть родственников пыталась укрыться от болезни в других кочевьях, что привело к дальнейшему распространению заболевания. Только жесткие действия Советского правительства, направившего в регион медицинские отряды, введшего военный карантин и заставившего сжечь на огромных погребальных кострах зараженные трупы кочевников вместе с их палатками, помогли остановить эпидемию.
Однако Советская власть с ее сотнями квалифицированных специалистов по чуме больше не правит здесь бал. Туркмены отданы на милость политики Туркменбаши. Этим летом зарегистрировано по меньшей мере 10 смертельных исходов от заболеваний чумой. Некоторые отчеты говорят о более серьезных цифрах. Туркменское правительство отреагировало в присущей ему манере - оно объявило слово 'чума' вне закона. Оно также усилило контроль на границе, чтобы 'предотвратить проникновение заболевания в Туркменистан из соседних государств'.
Однако информация продолжает просачиваться: о смертях в Мерве, на юго-востоке страны, в столице Ашхабаде, в городе Туркменбаши (бывший Красноводск), расположенном на побережье Каспийского моря. По некоторым отчетам, нынешняя вспышка относится к бубонной чуме, которая распространяется только инфицированными блохами или при прямом контакте с больным животным. Однако по другим сообщениям, это легочная чума, самая страшная и смертельная форма болезни.
Чумная эпидемия 1347-1351 годов, известная под названием 'Черная Смерть', источником которой стали грызуны Средней Азии, в своей основе была эпидемией легочной чумы, усиленной передачей микробов от человека к человеку через блох. Эта эпидемия распространилась по всему миру. Ее жертвой стали, по крайней мере, 40 миллионов человек. Это была самая страшная эпидемия в истории человечества. Сегодня в случае заражения чумой и при условии своевременного лечения соответствующими антибиотиками удается спасти 85 процентов зараженных. Даже при отсутствии антибиотиков умело организованный карантин и изоляция помогают остановить распространение болезни. Однако именно такой подход к борьбе с распространением чумы отсутствует в Туркменистане. Да и как он может существовать, если не признается сам факт наличия проблемы?
Насколько серьезной может стать проблема чумы в Туркменистане? Возможно, что в тайне от внешнего мира парализованная система здравоохранения Туркменистана сумела все-таки взять вспышку чумы под свой контроль. Однако мы не можем игнорировать возможности дальнейшего распространения заболевания. Завеса секретности, окружающая режим Туркменбаши не дает внешнему миру возможности узнать, что на деле происходит внутри Туркменистана. 'Туркменистан - это черный ящик', - говорит Реймонд Зилинскас (Raymond Zilinskas), эксперт по биологическому оружию и заболеваниям на территории бывшего Советского Союза. Соседи Туркменистана - Узбекистан и Россия, проявляют вполне понятную озабоченность. Анализы, проведенные в Узбекистане, подтверждают наличие болезнетворных микробов у блох и грызунов вблизи туркменской границы. В связи с этим в последние несколько недель проведена вакцинация скотоводов, нефтяников и геологов, работающих в этих районах. Прививки сделаны также тысячам верблюдов. Что более важно, Узбекистан усилил меры пограничного контроля, чтобы воспрепятствовать проникновению на свою территорию больных чумой и людей, охваченных паникой. Для патрулирования приграничных районов туда направлено семь мобильных эпидемиологических групп. Россия, со своей стороны, запретила ввоз с территории Туркменистана обезьян, кошек и верблюдов, опасаясь переноса инфекции этими животными.
Насколько нам известно, к настоящему моменту туркменское правительство отреагировало на вспышку чумы оригинальным способом: оно взяло с оставшихся в строю работников здравоохранения подписку о том, что те не будут в разговорах употреблять слово 'чума'. Однако атмосфера секретности и непризнания опасности может иметь разрушительные последствия. Китайское правительство долгие месяцы хранило в строгой тайне информацию о внезапной вспышке осенью 2002 года в провинции Квантун опасной легочной инфекции - атипичной пневмонии под названием SARS. В результате этой вспышки в других частях света возникло еще девять крупных очагов атипичной пневмонии. Вирусом заразилось более 8 000 человек, почти 800 из них погибло. Если бы правительство Китая своевременно обратилось за помощью во Всемирную организацию здравоохранения и в американские центры контроля и профилактики инфекционных заболеваний, этих вспышек не произошло бы. Были бы спасены сотни людских жизней, не говоря уже о миллиардах долларов.
Страшно подумать, что из-за спеси одного человека и из-за его железной хватки на горле изолированной страны в опасности могут оказаться жизни огромного числа людей. Говорит специалист по Средней Азии Марта Брил Олкотт (Martha Brill Olcott): 'Президент совершенно непредсказуем и ведет себя иррационально. . . Никто всерьез не задумывается о том, что его политика может иметь трагические последствия для народа Туркменистана и для соседних государств'.
Смертельные случаи в Туркменистане сами по себе являются трагедией. Но мы также должны помнить, что для эпидемий национальные границы зачастую не являются препятствием.