МОСКВА. В эти дни на входе в московские банки можно прочесть самые разные объявления. В то время, как одни сообщают о работе в нормальном режиме, другие извиняются перед клиентами за то, что не могут их обслужить. Объяснение простое - некоторые кредитные институты сумели выдержать пертурбации банковского кризиса в июле, а другие в результате этих событий были закрыты. В конце июля Центробанк отозвал лицензию у четырех московских банков. Ранее та же судьба постигла еще шесть денежных институтов.
Поводом для лишения лицензии послужили обвинения в отмывании денег и других финансовых махинациях. Центробанк хочет показать, что он всерьез намерен провести обещанную банковскую реформу. Согласно официальной версии, серьезного банковского кризиса в России не было. Международные рейтинговые агентства сдержанно с этим согласились. Тяжелый кризис, который затронул бы всю банковскую систему, не является вероятным сценарием развития событий, считают эксперты агентства Fitch. Увидев, как закрываются частные банки, российские вкладчики в течение двух-трех дней в панике сняли со своих счетов около миллиарда долларов. Взятые штурмом кассы и денежные автоматы, по мнению многих комментаторов, свидетельствуют о 'кризисе доверия'.
Впрочем, россияне, в массе своей, и без того не доверяют банкам. 70 процентов населения вообще стараются их избегать, предпочитая хранить деньги в чулке или под матрасом. Большинство россиян утверждает, что не имеет никаких сбережений. Если появляются деньги, люди сразу предпочитают их тратить. Причиной такого недоверия к банкам стали события последних лет.
В начале девяностых годов жертвой кризиса стал Внешэкономбанк, потом все сбережения съедались инфляцией. Шесть лет назад в результате дефолта миллионы людей потеряли нажитые состояния. С тех пор россияне предпочитают держать деньги в карманах, а не в банках. Один иностранный предприниматель, переводивший своим российским сотрудникам заработанные деньги на банковский счет, был однажды немало удивлен, не найдя ни одной живой души в офисе в разгар рабочего дня. Все сотрудники стояли в очереди перед денежным автоматом, чтобы сразу снять начисленную зарплату.
Именно отсутствием доверия объясняется нервная реакция российских вкладчиков на сообщение о том, что Гута-Банк - один из крупнейших частных банков - прекратил обслуживать клиентов. Кризис коснулся также Альфа-Банка, самого крупного частного банка России. У него не было проблем с ликвидностью, поскольку за ним стоит могущественный консорциум 'Альфа-Групп' Михаила Фридмана. Тем не менее, Альфа-Банк каким-то образом оказался в 'черном списке' кредитных институтов, которым, якобы, грозит наибольшая опасность. Этот список был опубликован в интернете, а потом цитировался в некоторых сообщениях СМИ. В течение нескольких дней клиенты сняли со счетов в общей сложности более 200 миллионов долларов. Банк считает себя жертвой 'финансового терроризма' конкурентов. Президент Путин, встретившись с руководителем Альфа-Банка Петром Авеном, дал понять, что знает о сложившейся ситуации.
Через какое-то время паника среди вкладчиков улеглась. Однако клиенты теперь понесли деньги не обратно в частные банки, а в государственные институты вроде Сбербанка или Внешторгбанка или в филиалы иностранных банков. Гута-Банк был куплен Внешторгбанком за издевательскую цену в один миллион рублей. Таким образом, банковский мини-кризис послужил дальнейшему усилению государственного сектора, который и без того занимал доминирующие позиции. Как утверждают некоторые наблюдатели, все было спланировано заранее. По их мнению, этот шаг позволил дополнительно усилить влияние кремлевской команды Путина.
Российская банковская система не испытывает недостатка в кредитно-денежных институтах. В стране зарегистрировано 1 329 банков. Тем не менее, российский банковский сектор развит плохо. В прошлом году суммарная банковская прибыль составила примерно 3,5 миллиардов долларов. Однако около восьмисот банков понесли убытки. Собственный капитал четырехсот банков не дотягивает даже до миллиона евро, то есть до уровня, предписанного законом. Кредиты выдаются, в основном, на краткосрочную перспективу. Операции по предоставлению ссуд приносят, по данным Центробанка, только 13 процентов от общей суммы прибыли. Значительная часть доходов приходится на сделки с зарубежными партнерами. Капитал концентрируется в государственных банках или в банках нескольких финансовых и промышленных групп.
По оценке Всемирного банка, сотня банков с более солидным капиталом была бы эффективнее той системы, которая существует сегодня. Как утверждают эксперты, без реформы банковского сектора продолжительный экономический рост в России невозможен. Недавно российский парламент решал принять ряд законов для проведения банковской реформы.
В конце прошлого года был одобрен закон о создании фонда страхования вкладов. Теперь Центробанк проверяет, какие банки вообще имеют предпосылки для того, чтобы принять участие в формировании этого фонда. Многие банки в любом случае погибнут. Пока неизвестно, насколько их число будет соответствовать планам Цетробанка, который предупреждал о сокращении количества банков на треть. Кроме того, планируется усилить банковский надзор и точно определить предоставляемые гарантии.