Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва открыла свои авангардистские архивы

Начатая Михаилом Горбачевым перестройка принесла России свободу, открывшую библиотечные и музейные архивы. Казалось, что никаких секретов больше не осталось. Проходящая в Третьяковской галерее выставка доказывает обратное.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В исчезнувшем с карты Советском Союзе архивы служили не только для хранения документов. В них отправлялись книги запрещенных поэтов, фильмы, которые зрители так никогда и не увидели, и сценарии, так никогда и не ставшие фильмами. Там же находили свое пристанище картины, рисунки, акварели обвиненных в 'формализме' художников, произведения которых не относились к 'официальному искусству', не признавались властями или же просто уничтожались.

В исчезнувшем с карты Советском Союзе архивы служили не только для хранения документов. В них отправлялись книги запрещенных поэтов, фильмы, которые зрители так никогда и не увидели, и сценарии, так никогда и не ставшие фильмами. Там же находили свое пристанище картины, рисунки, акварели обвиненных в 'формализме' художников, произведения которых не относились к 'официальному искусству', не признавались властями или же просто уничтожались.

Так архивами были спасены тысячи произведений искусства, некоторые из которых являются настоящими шедеврами. Российский Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) отобрал из своей коллекции 300 произведений русских авангардистов начала прошлого века. Как утверждают организаторы проходящей в Третьяковке выставки коллекция РГАЛИ является самой полной из всех, что существуют в России. В ней собраны произведения Малевича, Татлина, Шагала, Эль Лисицкого, Родченко, Бурлюка и Редько.

Одной из жемчужин, хранившихся в собрании РГАЛИ, можно считать альбом поэта-футуриста Алексея Крученых с подписями и рисунками Шагала или произведения Гончаровой и Ларионова. Огромной ценностью обладают и работы отца конструктивизма Владимира Татлина, не принявшего созданный Казимиром Малевичем супрематизм. Начиная со второй половины двадцатых годов прошлого столетия Татлин постоянно сталкивался с непониманием, его произведения не находили поддержки у властей: выполненные им проекты так и не были реализованы, спектакли, декорации к которым он создавал, не ставились, оригиналы иллюстраций к различным книгам терялись в редакциях. Хранившиеся в мастерской художника рисунки и картины ожидала печальная участь пропасть после его смерти (1953) навечно. К счастью, близкая подруга Татлина, скульптор Сара Лебедева - автор установленного на могиле Бориса Пастернака барельефа - спасла эти произведения, передав их в РГАЛИ. В настоящее время хранящаяся в Государственном архиве коллекция работ Татлина сопоставима лишь с собранием Санкт-Петербургского Русского Музея: это рисунки первой половины десятых годов прошлого века и практически неизвестные живописные работы художника, выполненные им в 1910-1930 гг.

Еще одна внушительная часть коллекция РГАЛИ - это собрание рисунков Роберта Фалька, участвовавшего во всех значительных выставках начала прошлого века - 'Мир искусства', 'Бубнового валета'. Вдова Фалька передала в РГАЛИ боле ста рисунков и набросков художника. Третья по значимость часть коллекции представляет собой собрание работ упоминавшегося выше Климента Редько, создавшего свое направление в искусстве - синтез кубизма, супрематизма и конструктивизма.

Организаторы выставки приняли решение выйти за рамки авангарда и дополнили представленные работы серией рисунков - набросков декораций к спектаклям - выполненных Сергеем Эйзенштейном, а также акварелями знаменитого актера Михаила Чехова.

Но не только архивы становились прибежищем русского авангарда, превратившегося после триумфа соцреализма в золушку от искусства. Для того, чтобы спасти произведения запрещенных или опальных художников, центральные музеи передавали свои коллекции авангарда провинциальным музеям, расположенным вдалеке от Москвы и Ленинграда. Так одним из наиболее значимых хранилищ русской живописи начала прошлого века стал Омский музей, предоставивший свои сокровища Третьяковке. В собрании Омска находятся семь живописных работ Алексея Явленского, известная картина Кандинского 'Церковь в Мурнау' (1908), а также работы Гончаровой, Ларионова, Лентулова и многих других художников.

Омск, превратившийся в самый разгар гражданской войны в культурный центр подарил искусству нескольких талантливых художников-авангардистов. Настоящим катализатором этого рождения стала совершенная в 1919 году художником и поэтом Давидом Бурлюком поездка, во время которой он читал лекции о литературе и изобразительном искусстве. Так один из самых известных омских художников Виктор Уфимцев написал в своих воспоминаниях, что после лекции Бурлюка он 'стал законченным футуристом'.