Как добиться сочетания внутренней стабильности и доверия к проводимой политике со стороны международного сообщества, политической закрытости и экономической открытости, автократии и реформ? Владимир Путин все ищет и ищет ответ на эту шараду, столь же древнюю, как и сама Россия.
Дело 'Юкоса' тому наглядная иллюстрация. Оно вывело на авансцену Кремль, вывело из тени президентское окружение, а также Михаила Ходорковского - человека, символизирующего смелость и крупные просчеты олигархов, правосудие, которому слишком часто вставляли в рот кляп. Это дело, несмотря на то, что смахивает на плохо написанный детективный роман, затрагивает жизненно важный для будущего страны нефтяной сектор. Оно затрагивает также такой важный и непостоянный фактор, как доверие инвесторов, в котором Москва заинтересована, чтобы продолжить хаотичную модернизацию своей экономики.
При сохраняющейся неспокойной обстановке на нефтяных рынках, которые имеют выраженную тенденцию к спекулятивным операциям, цены на черное золото лихорадит по самым разным поводам. Достаточно было московскому арбитражному суду снять арест с активов главного добывающего предприятия, входящего в состав нефтяного гиганта, как акции 'Юкоса' вновь подорожали, а курс цен на нефть на время стабилизировался, перед тем как вновь взметнуться вверх после получения последних новостей из Ирака. Те, кто на протяжении последних недель трубят о начале окончательной расправы Кремля с нефтяной компанией, чтобы самим ею завладеть, теперь вынуждены повременить с извещением о ее смерти. Минюст поставил жирную точку в отношении надежд на законное продолжение этого рискованного дела.
Перед лицом всех этих сложных игр, где участвуют разные влиятельные силы, иностранные инвесторы вправе крепко задуматься. Однако кое-кто, несмотря ни на что, готов разыгрывать российскую карту. Если отойти в сторону от нефтяной отрасли, то последнее время в области технологического оборудования активность проявила компания Siemens, а в банковской сфере банк BNP Paribas. Кроме этого компания Altadis объявила о том, что заключила договор о приобретении российской табачной кампании Balkan Star. Само собой разумеется, что роль четвертого по объему рынка табачной продукции имеет для Москвы меньшее стратегическое значение, чем роль второго в мире производителя нефти. Однако, если события вокруг 'Юкоса' доказывают, что Россия еще далека от зрелости, несмотря на темпы экономического роста, составляющие благодаря манне небесной в виде нефти 7%, они в то же время не отражают истинных реалий страны, у которой в правительстве имеются подлинные реформаторы. Россия постоянно развенчивает любые прогнозы.
Те, кто извещал о приходе демократии сразу после крушения социализма, ошиблись в расчетах, сильно поторопившись. Как и те аналитики, что увидели в Путине послушную марионетку в руках олигархов. После того, как олигархи выставили напоказ свое богатство и власть, чем заслужили ненависть в народе, те из них, кто избежал тюрьмы или ссылки, притаились в верноподданническом поклоне, предпочитая не высовываться. Благодаря чему, в Москве, если верить 'Форбсу', больше миллиардеров, чем в Нью-Йорке. Сегодня - после того, как были развенчаны еще недавно казавшиеся верными утверждения - главный вопрос можно сформулировать следующим образом: Застряла ли Россия на неверном пути, или она еще способна удивить неожиданностью? На эту загадку-шараду ответ дать трудно.