Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Разгром нефтяной компании, возможно, знаменует откат России назад

Неужели именно этого хочет президент Путин?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Судя по всему, в результате 'скоординированного наступления' налоговых органов, судов и Кремля, нефтяной гигант 'ЮКОС' - символ экономических преобразований в России - будет подвергнут принудительному банкротству и разукрупнению. Шумиха, поднявшаяся на мировых финансовых рынках вокруг больших прибылей в России, стабильно привлекала в страну большие потоки капитала. Но даже скептически настроенным инвесторам акции 'ЮКОСа' представлялись абсолютно надежными

Судя по всему, в результате 'скоординированного наступления' налоговых органов, судов и Кремля, нефтяной гигант 'ЮКОС' - символ экономических преобразований в России - будет подвергнут принудительному банкротству и разукрупнению.

Шумиха, поднявшаяся на мировых финансовых рынках вокруг больших прибылей в России, стабильно привлекала в страну большие потоки капитала. Но даже скептически настроенным инвесторам акции 'ЮКОСа' представлялись абсолютно надежными.

Если теперь он пойдет ко дну, то вместе с ним рухнут и притязания России на статус привлекательной страны для инвестиций; Путин же подорвет собственную репутацию президента, ведущего страну по пути к свободному рынку и верховенству закона.

Вопрос о том, является ли агония 'ЮКОСа' тем результатом, к которому действительно стремится Путин, породила с полдюжины гипотез. Игрокам на финансовых рынках приходится отказываться от отношения к России как к стране с почти прозрачной формирующейся рыночной экономикой, и вспоминать полузабытые приемы кремленологии. К несчастью, наиболее вероятное объяснение происходящего представляет собой сочетание двух самых неприятных гипотез. Возможно, Путин не полностью контролирует ситуацию - что уже вызывает беспокойство - но в той степени, в какой он является хозяином положения, он, по всем признакам, поддерживает преднамеренное разрушение компании. В публичных выступлениях он утверждает обратное. В прошлом месяце он воспользовался визитом в Узбекистан, чтобы заявить: 'Российские власти, правительство и экономические власти страны не заинтересованы в банкротстве такой компании, как 'ЮКОС''.

Сегодня представляется, что эти слова абсолютно не соответствуют истине. Этим летом подобные обнадеживающие заявления чередуются с акциями властей по взысканию с 'ЮКОСа' налоговых недоимок на сумму в 3,4 миллиарда долларов (1,8 миллиарда фунтов). Котировки акций компании буквально 'пустились в пляс' - за последние два месяца они уже 22 раза то понижались, то повышались на 10%.

В пятницу 'ЮКОС' выиграл иск в апелляционном суде по поводу решения правительства о конфискации в счет погашения налогов его производственного филиала в Сибири, на чью долю приходится 60% нефтедобычи компании.

Однако в понедельник министерство юстиции, без внятного объяснения причин, вновь заморозило акции этого филиала, порождая слухи о том, что правительство намерено конфисковать их для взыскания недоимок. После взлета на 21% в пятницу, котировки американских депозитарных свидетельств 'ЮКОСа', в виде которых его акции продаются в США, вновь снизились на 14%.

Что же происходит? Вот наиболее популярные гипотезы, расположенные в порядке нарастания негативности:

Попытка приструнить олигархов

Первоначальная гипотеза: Путин просто стремится преподать урок боссу 'ЮКОСа' Михаилу Ходорковскому, который попытался было бросить ему политический вызов. Ходорковский остается в тюрьме, но из-за вероятного демонтажа 'ЮКОСа', выходящего далеко за рамки простой 'карательной акции', эта гипотеза представляется неубедительной.

Опасение 'потерять лицо'

В этом предположении, вероятно, есть доля истины: Путин считает, что, дав приказ к отступлению, он 'потеряет лицо', и предпочитает этому потрясения на рынках.

Взвинчивание нефтяных цен для получения дополнительных доходов

Вряд ли это является приоритетным мотивом, Но все же нельзя не заметить, что рекордные нефтяные цены позволили российским министрам увеличить прогнозируемые темпы роста в экономике на этот год до 6,7%, а на прошлой неделе - даже намекнуть, что они могут превысить 7%. На долю нефти приходится до четверти российского ВВП.

Рыночные манипуляции, позволяющие 'дружественным структурам' хорошо заработать

Возможно, и выводы в этом случае крайне неприятные. Пока что, хотя Путин разочаровал многих на Западе своими авторитарными тенденциями, казалось, что он не подвержен коррупции, и не пытается воздействовать на рынок, чтобы дать нажиться своим друзьям. Однако сегодня многие уже ставят это под вопрос.

Ренационализация важнейших активов

Очень важный вопрос: не является ли 'атака' правительства на 'ЮКОС' попыткой вернуть под контроль государства активы, распроданные в частные руки при президенте Ельцине? И, в частности, не идет ли речь о намерении демонтировать 'ЮКОС' и продать его 'обломки' по низким ценам, возможно, государственной нефтяной компании 'Роснефть'? Новый председатель правления 'Роснефти' Игорь Сечин - близкий союзник Путина. Аналогичными вопросами, хотя и по другим причинам, задается банковский сектор, также переживший немало потрясений за последний месяц.

Путин не контролирует ситуацию

Последняя гипотеза: бюрократы из окружения Путина, по определению враждебно относящиеся к олигархам и частному бизнесу в целом, приобретают огромное, если не определяющее, влияние на его решения.

Многие месяцы инвесторы предпочитали рассматривать юкосовскую 'эпопею' с точки зрения самых безобидных из перечисленных гипотез, но сегодня уже трудно объяснять приходящие новости иначе как сочетанием самых мрачных предположений: что Путин, как и окружающие его бюрократы, явно нацелился на ренационализацию, что его не волнует хаос на рынке или интересы иностранных инвесторов.

В этом году инвесторы упорно придерживались мнения, что Россия является главным инвестиционным рынком десятилетия -любые тревоги тонули без следа в океане 'черного золота'.

Сегодня все больше кажется, что они ошиблись. По всем признакам, Путин разделяет их взгляд на значение нефтяных доходов, но намерен вернуть их в государственный карман, и не слишком при этом потратиться.