Брюссель. - Во втором веке нашей эры историк Тацит писал о бурных дискуссиях в сенате о том, насколько далеко на восток следует расширять пределы Римской империи. Две тысячи лет спустя в Брюсселе идут аналогичные споры о том, где проходит восточная граница Европейского союза.
Причиной такой переоценки стало самое масштабное на сегодняшний день расширение ЕС - 1 мая в крупнейший торговый блок мира вступили Мальта, Кипр и восемь государств Центральной и Восточной Европы. В один день количество стран-участниц Союза возросло с 15 до 25, а его население - с 375 до 450 миллионов. Но, что еще важнее, изменились и географические очертания 'старого света'. Государства, ранее считавшиеся восточным приграничьем Европы, вновь заняли свое законное место 'внутри' континента.
Кроме того, 1 мая у брюссельского клуба, состоявшего в момент основания полвека назад всего из шести членов, появились новые соседи. ЕС-25 теперь имеет общие границы с Хорватией, Сербией и Черногорией, Румынией, Украиной и Беларусью, а протяженность его границы с Россией увеличилась из-за присоединения Латвии и Эстонии.
В ближайшем будущем ЕС продолжит продвижение на Восток. На 2007 г. намечено присоединение Болгарии и Румынии, а вскоре после этого 28-м участником блока станет Хорватия. Кроме того, членство в ЕС обещано Албании и бывшим югославским республикам Боснии и Герцеговине, Македонии, Сербии и Черногории, после того как в регионе смягчится межэтническая напряженность и укоренится демократия.
Однако больше всего вопросов в отношении восточных рубежей Европейского Союза возникает в связи с заявкой Турции на вступление в ЕС. Если Анкара войдет в его состав - решение о том, следует ли приступить к переговорам о ее вступлении, должно быть принято лидерами ЕС в декабре - это государство с преобладанием мусульман станет самой многонаселенной страной-участницей Союза к 2020 г., а границы клуба вплотную придвинутся к Ираку, Ирану, Сирии и Армении.
А что потом? Если Турции, стране, чья территория на 90% расположена на азиатском континенте, будет разрешено вступить в ЕС, лидерам Союза будет трудно отказать таким кандидатам как три республики бывшего СССР - Украина, Белоруссия и Молдова - когда те превратятся в полноценные демократические государства с рыночной экономикой. Кроме того, Брюсселю будет труднее отвергнуть возможный запрос со стороны России - ведь немалый процент ее населения проживает в европейской части страны.
В договоре о создании ЕС четко указывается, какие страны имеют право вступать в блок, а какие нет. Там говорится, что подать заявку на вступление в Союз может 'любое европейское государство', соблюдающее его основополагающие принципы. Но в этой связи немедленно возникает вопрос - где же именно начинается и заканчивается европейский континент?
Существует общепринятое мнение - по крайней мере, среди картографов - что на севере и западе границами Европы являются Северный Ледовитый и Атлантический океаны, а на юге естественной 'разделительной линией' с Африкой служит Средиземное море. Но когда дело доходит до определения пределов континента на востоке, ситуация здесь, похоже, не слишком изменилась со времен Тацита.
Как правило, северо-восточной границей Европы считается Уральский хребет на территории России - тем самым Украина, Беларусь и Молдова прочно занимают место в орбите ЕС. А как обстоит дело с юго-восточными пределами континента? По идее, естественная граница между Европой и Ближним Востоком должна проходить вдоль Кавказского хребта, простирающегося от Черного до Каспийского моря, но тогда Грузии, Армении и Азербайджану членство в Союзе будет заказано.
В июне, на вопрос репортера, не пора ли раз и навсегда определить границы Европы, уполномоченный ЕС по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген (Gunther Verheugen) дал такой ответ: 'Не предвижу никаких споров о границах Европы. Это бессмысленно'.
Учитывая катастрофические результаты предыдущих попыток европейских лидеров очертить эти границы - прежде всего в Версале в 1919 г. и в Ялте в 1945 - нетрудно понять нежелание политиков намертво зафиксировать восточную границу ЕС. Но отказ от этого, скорее всего, приведет лишь к хаосу и посеет семена разочарования у стран, выстроившихся в очередь на вступление в ЕС.
В интервью, которое он дал в этом году 'United Press International', г-н Ферхойген отметил: 'Теоретически, все члены Совета Европы (правозащитной структуры, куда входят 45 стран, чья территория простирается от Виго до Владивостока) могут вступить в ЕС. Но на практике западная граница бывшего СССР, за исключением прибалтийских государств, еще очень долго будет оставаться восточным рубежом ЕС'.
Еэсовская 'Стратегия добрососедства' ('Neighbourhood Strategy') - своего рода 'суррогатное членство' - предназначенная для стран на восточных и южных рубежах блока, возможно и является политически целесообразной с учетом задачи адаптации в Союз 15 новых или будущих стран-участниц в ближайшие 10 лет, но отдает двойными стандартами.
Босния и Герцеговина - безнадежно расколотая страна, находящаяся по сути под полным управлением ООН - будет принята в ЕС, а Украина, имеющая шанс превратиться в 'здоровое' демократическое государство, избавившись от авторитарного президента Леонида Кучмы --не будет. Турция в течение ближайших 15 лет может присоединиться к Союзу, но если заявку на членство в ЕС когда-либо подаст Россия, имеющая не меньше оснований считаться частью Европы - она почти наверняка получит отрицательный ответ.
Сторонники неограниченного расширения ЕС утверждают, что Европа - не географическое понятие, а союз, основанный на общих ценностях. Не далее как на прошлой неделе новый заместитель министра иностранных дел Бельгии по делам Европы Дидье Донфю (Didier Donfut) заявил в интервью газете 'La Libre Belgique': 'Союз как сообщество, основанное на единых ценностях, может повернуться и в сторону стран Средиземноморья, особенно Марокко, даже если они находятся вне исторически сложившихся географических пределов Европы'.
Но если придерживаться этой логики, то что мешает Соединенным Штатам или Австралии - имеющим с европейскими государствами одни и те же ценности - войти в состав ЕС? Раз любые государства являются его потенциальными членами, что может предотвратить превращение ЕС в 'региональную организацию Европы и Ближнего Востока', по выражению бывшего президента Франции Валери Жискар д' Эстэна (Valery Giscard d'Estaing)?
Хотя Турция является в основном азиатской страной, сегодня, через 40 лет после того как она впервые подала заявку на присоединение к Союзу, и почти через 50 лет после вступления в Совет Европы, ей уже практически невозможно отказать в членстве в ЕС. Однако, чтобы избежать подобной неразберихи в дальнейшем, нужно сначала установить границы Европы, а затем уже посмотреть, соответствуют ли страны-кандидаты, расположенные в ее пределах, политическим и экономическим критериям для членства в ЕС. Только после того, как свою работу завершат картографы, можно позволить политикам вступить в игру.