Аспен, штат Колорадо. - Если бы атомная бомба мощностью 10 кт, то есть гораздо меньше той, что уничтожила Хиросиму, взорвалась на Таймс-Сквер, температура огненного шара достигла бы нескольких десятков миллионов градусов по Фаренгейту.
Взрыв испарил бы или уничтожил театральный район, Мэдисон Сквер Гарден, Эмпайр Стейт Билдинг, центральный терминал и Карнеги Холл (вместе со мной и моим зданием). Частично он разрушил бы гораздо большую область, включая штаб-квартиру ООН. Если бы это случилось в рабочий день, жертвами стали бы около полумиллиона людей.
Может ли это произойти?
К сожалению, да - многие аналитики полагают, что подобная атака вполне вероятна. На ежегодной встрече организации Aspen Strategy Group, прошедшей здесь на прошлой неделе, политические эксперты обсуждали ядерные риски. Они пришли к двум выводам: опасность ядерного терроризма гораздо выше, чем полагает общественность, а наше правительство недостаточно делает для того, чтобы уменьшить ее.
Грэм Эллисон (Graham Allison), гарвардский профессор, из чьей пугающей новой книги 'Ядерный терроризм' (Nuclear Terrorism) взят приведенный выше пример, отмечает, что черпал информацию не из воздуха. Он пишет, что 11 октября 2001 года, ровно через месяц после терактов 11 сентября, советники президента Буша доложили тому, что источник ЦРУ под кодовым именем Дрэгонфайр (Dragonfire) сообщил, что Аль-Каида раздобыла 10-килотонную атомную бомбу и контрабандой доставила в Нью-Йорк.
В ЦРУ решили, что информация может быть правдивой. Предполагалось, что бомбу украли в России, у которой действительно много бомб такой мощности. Считается, что Россия утратила часть своих ядерных материалов, а Аль-Каида усилила попытки получить или создать подобное оружие. Кроме того, ЦРУ подслушало разговор членов организации об 'американской Хиросиме'.
Буш отправил ядерных экспертов в Нью-Йорк на поиски бомбы, а Дика Чейни и других чиновников попросил покинуть Вашингтон, чтобы обеспечить преемственность правительства, если вдруг бомба взорвется там. Чтобы избежать паники, Белый дом не разглашал эту информацию. В неведении оставался даже мэр Нью-Йорка Руди Джулиани (Rudy Giuliani).
Информация Дрэгонфайра оказалась неверной, но подобные сообщения - о том, что Аль-Каида заполучила атомное оружие из бывшего СССР - разведка получала регулярно, хотя ни одно из них не подтвердилось. Однако несколько тревожных фактов мы знаем наверняка: Аль-Каида вела переговоры о покупке урана (очевидно, южноафриканского) на сумму 1,5 млн. долларов у бывшего министра Судана; ее представители неоднократно посещали Центральную Азию, чтобы приобрести ядерные материалы для ядерного оружия; наконец, главный заместитель Усамы бен Ладена, Айман аль-Завахири, хвастался: 'Мы послали своих людей в Москву, Ташкент и другие центроазиатские государства, они вели переговоры, и мы приобрели несколько небольших [атомных] бомб'.
Профессор Эллисон предлагает пари 51 к 49, что если радикальные меры по предотвращению распространения ядерного оружия не будут приняты, в течение ближайших десяти лет где-то в мире произойдет ядерный теракт. Я согласился. Итак, если к августу 2014 года ядерной атаки не будет, он будет должен мне 5,10 долларов. Если она произойдет, я заплачу ему 4,90.
Я поспорил, потому что считаю, что риск ядерного террора не настолько велик, как кажется ему. Наугад я бы оценил его в 20%. В любом случае, если я проиграю, то, скорее всего, погибну, и деньги вряд ли пригодятся.
К сожалению, многие умные люди считают, что я проиграю. Уильям Перри (William Perry), бывший министр обороны, уверяет, что существуют равные шансы на то, что ядерный теракт произойдет в этом десятилетии, то есть в ближайшие шесть лет.
'Мы на пути к беспрецедентной катастрофе, - предупреждает Перри. - Ее можно предотвратить, но мы ничего не делаем для этого'.
Именно это меня и поражает - полный провал политического процесса. Администрация Буша агрессивно ответила на теракты 11 сентября на военных фронтах, и в ноябре 2003 года Буш отметил: 'Самая большая угроза нашего времени - это ядерное, химическое или биологическое оружие в руках террористов и диктаторов, которые им помогают'.
Однако Белый дом упорно продолжал бороться с самыми периферийными угрозами ОМУ, такими, как Ирак, при этом практически игнорируя центральную угрозу, распространение ядерного оружия. В результате, риск того, что какой-то американский город может быть разрушен атомной бомбой, сейчас выше, чем во времена 'Холодной войны' и продолжает расти.
В следующей статье я объясню, как мы можем уменьшить риск американской Хиросимы.