Три сообщения, появившихся недавно в новостях, красноречиво свидетельствуют о том, какой катастрофический урон нанесла неудачная ближневосточная авантюра Джорджа У. Буша национальной безопасности США. В совокупности они говорят о растущей угрозе не только мировому лидерству США, но и безопасности внутри страны. Кроме того, они являются поводом для грустных размышлений о роли Британии в качестве надежного союзника и советника Америки.
Первая новость связана с широко разрекламированным отчетом комиссии по расследованию терактов 11 сентября 2001 г. В исторической справке авторы отчета утверждают, что сразу же после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне США пользовались сочувствием чуть ли не во всем мире. Это сочувствие проявляли даже арабские страны. Однако далее в отчете недвусмысленно отмечается, что за последующие два года оно сменилось острой враждебностью по отношению к США не только со стороны арабов, но, во все большей степени, и мусульманского мира в целом. Данные статистических опросов общественного мнения, приведенные в отчете, можно назвать не только ошеломляющими, но и зловещими.
Вторая новость, появившаяся недавно в прессе, касается высокопрофессионального социологического опроса о политических взглядах арабов, живущих в разных ближневосточных государствах, проводившегося при содействии Шибли Тельгами (Shibley Telhami), выдающегося американского эксперта по Ближнему Востоку. Его результаты говорят о значительных сдвигах в самосознании жителей региона - первостепенную роль для них начинает играть не национализм, а исламская религиозная идентичность, зачастую радикального толка.
Третья новость носит более частный, но столь же тревожный характер. Многие годы, даже при Саддаме Хусейне, отношение к христианам, живущим в Ираке, со стороны их более многочисленных собратьев-мусульман, отличалось религиозной терпимостью. Недавно в результате скоординированной серии терактов там были взорваны несколько христианских церквей; немало христиан погибло, а еще больше, надо полагать, теперь охвачены тревогой.
Какие события после терактов 11 сентября вызвали рост ненависти к США не только на Ближнем Востоке, но и во всем исламском мире? Что приводит к нагнетанию религиозных страстей, восстанавливающих против Америки 25% населения планеты?
В этой связи выделяются два события, случившиеся в марте 2003 и марте 2002 г., которые на Ближнем Востоке расцениваются как катализаторы враждебного отношения к США. В обоих случаях администрация Буша заняла позицию, не только носившую односторонний характер и лишенную международной поддержки, но и воспринятую мусульманами в этом регионе как проявление насилия и репрессий, несправедливости, оправдываемой с помощью манипуляции фактами и искажения истины.
Решение, которое привело к вторжению в Ирак в марте 2003 г., дискредитируют не только ложные аргументы г-на Буша и премьер-министра Великобритании Тони Блэра о наличии у г-на Хусейна оружия массового поражения, но и воцарившийся в стране после неудачно спланированной операции социальный хаос. Продолжающаяся оккупация страны американскими войсками при участии британцев возрождает в памяти арабов недавнее колониальное господство Британии и Франции в регионе. Она оскорбляет их политическое достоинство и разжигает религиозные страсти. Она подпитывает экстремизм.
Безоговорочная поддержка, оказанная г-ном Бушем в марте 2002 г. насильственному демонтажу Ариэлем Шароном палестинской автономии и постоянному унижению Ясира Арафата - дополненная похвалами в адрес г-на Шарона как 'сторонника мира' - убедила большинство арабов в том, что США больше не стремятся к справедливому урегулированию трагического и кровопролитного конфликта между израильтянами и палестинцами.
На смену усилиям по установлению мира пришла поддержка односторонних действий Израиля, осуществляемая в условиях международной изоляции: достаточно вспомнить хотя бы о том, как недавно в ООН США вместе с Израилем, Палау, Микронезией и горсткой других государств проголосовали за строительство Израилем 'защитной стены'. Более того, США теперь рассматривают как подлинного союзника Израиля, применяющего столь же насильственные методы угнетения мусульман на Ближнем Востоке.
Ситуацию только усугубляет теологическое определение 'войны против терроризма' как борьбы с неясным, но обобщенным 'злом' (критические замечания по этому поводу, высказанные в моей последней книге, повторяются и в отчете комиссии по 11 сентября).
'Христианские фундаменталисты', поддерживающие г-на Буша, отдают предпочтение расширенному определению терроризма как некоего зла, уходящего корнями в исламский фундаментализм, а неоконсерваторы - разработчики его стратегии - имеют особые причины намеренно запутывать вопрос о наличии конкретной связи между терроризмом и проблемами Ближнего Востока.
Повсеместное использование выражения 'война против терроризма' не только целесообразно с точки зрения внутриполитической демагогии, но и препятствует любому серьезному анализу важнейших угроз, с которыми сталкивается Америка. Кроме того, это освобождает администрацию Буша от обязанности разбираться с политическими причинами террористической деятельности, источники которой, в том, что касается целей в Соединенных Штатах, явно находятся именно на Ближнем Востоке. Результатом является узколобая политика, угрожающая благополучию Америки. Она приводит к международной изоляции США, разжиганию пожара на Ближнем Востоке и нагнетанию антизападных страстей среди мусульман.
Тот факт, что США, возглавляемые президентом, питающим пристрастие к упрощенным манихейским лозунгам, могут совершать ошибки в регионе, который они плохо знают - особенно из-за потрясения, вызванного терактами 11 сентября - пожалуй, можно понять, хотя и нельзя не осудить. Исправлять собственные просчеты - задача для нас самих, американцев.
Труднее понять, почему союзник, прекрасно знающий арабский мир и глубоко понимающий арабскую культуру, проявил такую безответственность и не настаивал на более обдуманных действиях.
Если бы Великобритания - самая надежная союзница Америки - решительно высказалась от лица всей Европы, а не безвольно следовала исключительно в русле англо-американского партнерства, ее голос, возможно, был бы услышан. США волей-неволей пришлось бы прислушаться к ее аргументам.
Великобритания и сейчас может приложить больше усилий, чтобы не допустить катастрофы на Ближнем Востоке. Серьезная американо-европейская стратегическая инициатива в отношении многочисленных неурядиц в регионе - прежде всего преодоление тупика в палестино-израильском мирном процессе и отношениях с Ираном, ликвидация политических источников терроризма на Ближнем Востоке и позитивный отклик на стремление его народов обрести политическое достоинство - могла бы сыграть по настоящему важную роль. А умение особенно красноречиво отстаивать безрассудную в историческом плане политику - не особое отличие, а медвежья услуга не только Америке, но и всему демократическому Западу.
Збигнев Бжезинский - бывший советник по национальной безопасности президента США Джимми Картера и автор недавно вышедшей книги 'Выбор: мировое господство или мировое лидерство' ('The Choice: Global Domination or Global Leadership')